МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
Творческая работа на тему:
Осмысление понятия «Смысловой матрицы культуры» на материале философии В.С. Стёпина
Выполнил:
Студент гр. ФиР 04
Халиков Р.Х.
Научный руководитель:
к.филос.н. Белокобыльский А.В.
Донецк 2006
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Понятие «смысловой матрицы культуры» у В.С.Стёпина
РАЗДЕЛ 2. Состояние «смысловой матрицы» на современном этапе развития европейской цивилизации
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
РАЗДЕЛ 1. Понятие «смысловой матрицы культуры» у В.С.Стёпина
Актуальность работы заключается в том, что, интерпретируя эксплицированную Стёпиным “смысловую матрицу культуры” в русле критического осмысления европейской культуры Нового времени, можно прийти к пониманию глубинных причин кризиса западноевропейской цивилизации и возможных путей выхода из него. Поэтому автор, определяя объектом изучения парадигмальные установки современной европейской цивилизации, выбирает как предмет понятие «смысловой матрицы культуры» и ставит целью соотнесение его с категориальной сеткой европейской культуры и выявление тем самым ущербности этой матрицы на данный момент.
Вячеслав Семёнович Стёпин продолжает традицию рассмотрения культурных универсалий, идущую в русскоязычной философии от А.Я.Гуревича. Стёпин признаёт наличие определённых категорий, формирующих мировоззрение той или иной общности людей. «Фундаментальными категориями мировоззрения являются категории “мир” и “человек”. Они конкретизируются через систему категориальных смыслов других универсалий культуры, выражающих отношения человека к природе, к обществу, другим людям и самому себе (смыслы категорий “природа”, “космос”, “вещь”, “отношение”, “я”, “другие”, “свобода”, “совесть” и др.). Все эти мировоззренческие категории всегда имеют социокультурное измерение и во многом определяют характер жизнедеятельности людей и их сознания на том или ином историческом этапе социального развития». Стёпин говорит о наличии нескольких аспектов мировоззрения – аксиологического, эпистемологического и онтологического, следовательно, мировоззренческие категории служат каркасом и для рационального осмысления, и для ценностно-личностного переживания мира, и для формирования моделей познавательной деятельности в рамках определённой культуры. Содержание основных категорий мировоззрения постоянно меняется, и это позволяет говорить о мировоззрении как динамической системе, процессе, а не статическом наборе. «Вместе с тем можно обнаружить относительно устойчивые смыслы категорий, которые образуют некоторую весьма общую смысловую матрицу, лежащую в основании того или иного типа культуры». Эта матрица, или система культурных универсалий, составляет костяк мировоззрения людей данной эпохи. «Его изменение означает смену культурной традиции и неизбежно приводит к коренным трансформациям самого характера социальной жизни». Теоретический характер мировоззренческим установкам придаёт философская рефлексия, делающая из мировоззренческих универсалий философские категории. Философия как теоретическое ядро мировоззрения, во-первых, схематизирует образы мира, а во-вторых – на более высоком уровне развития культуры – самостоятельно конституирует новые смыслы, а значит, и новые категориальные структуры. ............