, подлежащих уплате налогоплательщиком в бюджет
С чего начинается выездная налоговая проверка? С вручения налогоплательщику решения о проведении проверки и требования о предоставлении документов, необходимых налоговому органу для проведения проверки.
В некоторых случаях данное требование налогового органа налогоплательщик не может выполнить при всем желании, так как документы уничтожены пожаром (наводнением, землетрясением), похищены, утеряны и т. п.
Отдельные налогоплательщики просто игнорируют требование налогового органа о предоставлении документов. Чем же они рискуют в таком случае?
Последствия непредставления необходимых для проверки документов (помимо штрафа) могут быть следующими:
- В ходе проведения проверки налоговики могут провести осмотр помещения, используемого проверяемым лицом в целях извлечения дохода (офис, склад и т. п.). При этом осмотр при наличии определенных условий (присутствие проверяемого лица или его представителя) может перерасти в выемку документов. - В результате проверки суммы налогов, подлежащих уплате налогоплательщиком в бюджет, могут быть определены налоговым органом расчетным путем в соответствии с положениями подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ.
Помимо этого, расчетный метод может быть использован налоговиками в случае воспрепятствования доступу сотрудников налогового органа в помещение, используемое проверяемым лицом в целях извлечения дохода (в офис, на склад и т. п.).
В этом случае в соответствии со ст. 91 НК РФ руководителем проверяющей группы составляется акт, на основании которого налоговый орган по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет.
В определении Конституционного Суда РФ от 05.07.2005г. № 301-О отмечено: «...применение расчетного метода обеспечивает, с одной стороны, безусловное исполнение всеми лицами обязанности по уплате законно установленных налогов, независимо от каких-либо обстоятельств (отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского учета), с другой стороны, налог не должен быть взыскан в размере большем, чем с аналогичных налогоплательщиков».
Что может послужить поводом к применению налоговым органом расчетного метода, понятно, а вот как применять данный метод на практике, не совсем. По крайней мере даже среди налоговиков нет единого мнения по данному вопросу. А все из-за того, что данная процедура никак не регламентирована, нет никаких методических рекомендаций или разъяснений. Кроме указания в ст. 31 НК РФ на наличие у налогового органа такого права, Кодекс содержит положение, согласно которому в случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения налоговые органы имеют право исчислять суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам (п. 7 ст. 166 НК РФ).
В результате на практике мы имеем множество вариантов применения налоговыми органами расчетного пути с целью определения суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет.
В большинстве случаев налоговые органы выбирают очень простой путь – получают сведения о доходах налогоплательщика за проверяемый период (например, запрашивают выписки по расчетным счетам налогоплательщика) и, считая это налоговой базой, начисляют налоги, естественно, без учета расходов.
Аргументация при этом очень простая – расходы, заявленные в налоговых декларациях (если декларации представлялись и они не «нулевые»), документально не подтверждены, соответственно, не подлежат учету при определении налогооблагаемой базы.
Однако арбитражные суды, о чем свидетельствует обширная арбитражная практика по данному вопросу, такой путь обоснованно считают неправомерным, поскольку в данном случае налоговая база определена без учета расходов (см. ............