Введение Потребительская кооперация является интегрировано-диверсифицированной системой. Однако торговля является основной отраслью деятельности кооперативных организаций, осуществляющих свою деятельность преимущественно в сельской местности.
Необходимость совершенствования деятельности является одной из основных задач торговых организаций. Торговое обслуживание сельского населения имеет особенности, обусловленные региональными факторами: среди которых природно-климатические, экономические и национальные. Они должны быть учтены при разработке направлений развития отрасли.
Программы развития розничной торговли разрабатывают на уровне субъекта федерации, муниципального образования, хозяйственной системы. Подобная программа была разработана и в России. Программа разработана с целью укрепления и развития потребительского рынка, повышения эффективности деятельности системы сельской торговли, более полного использования природных ресурсов, удовлетворения потребностей населения, а также развития системы потребительской кооперации России, защиты прав сельских потребителей и обоснования необходимости государственной поддержки сельской торговли.
Необходимость разработки и реализации программы обоснована сложной социально-экономической ситуацией на сельском потребительском рынке. Вследствие приватизации торговых предприятий в значительной мере были утеряны рычаги регулирования потребительского рынка села, резко ослаблено внимание к общесистемным проблемам его развития, прежде всего, к существованию и совершенствованию его инфраструктуры.
Отсутствие эффективных подсистем сельской торговли привело к общему сдерживанию конкурентных отношений и необходимого потребительского спроса для установления реальных цен на товары в сельских населенных пунктах.
Материально-техническая база торговли развивалась крайне медленно из-за убыточности торговых предприятий, изменилась отраслевая структура потребительского рынка села, произошло перераспределение в размещении сети предприятий торговли в населенных пунктах в сторону развития сети стационарных предприятий торговли преимущественно в районных центрах. В результате возникла острая проблема территориальной и ценовой доступности товаров и услуг. В особо сложном положении оказались поселения, расположенные вдали от крупных населенных пунктов, автомобильных магистралей, а также с незначительным числом жителей вследствие внутренней миграции населения трудоспособного возраста.
Следствием социально-экономических изменений последних лет является изменение формы собственности хозяйствующих субъектов. В результате проблемой сельских прилавков остается бедный, однообразный ассортимент товаров. Актуальность перечисленных проблем возрастает для торговых предприятий, расположенных в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах республики. Существование магазинов и обеспечение потребителей товарами в достаточном количестве, необходимого качества и по реальной цене во многих населенных пунктах проблематично.
В создавшихся социально-экономических условиях существование большинства торговых предприятий – нерентабельно. Функционирующие торговые предприятия вынуждены завышать розничные цены на товары для покрытия собственных издержек. ............