Часть полного текста документа:Основные эффекты восприятия Мы питаемся не тем, что съедаем, а тем, что переварили. Так же обстоят дела с восприятием информации: большее чем сама информация значение имеет то, как мы ее воспринимаем. Факты усваиваются нами в зависимости от оформления, в котором они преподносятся. Большее значение, чем сами факты, имеет то, как мы их воспринимаем. Это как в еде - мы питаемся не тем, что съедаем, а тем, что переварили. Оказывается, факты воспринимаются, "перевариваются" нами в значительной степени в зависимости от того, в каком обрамлении они попадают в поле нашего внимания. 1. В числе таких "обрамляющих" обстоятельств можно выделить успех, достигнутый человеком в какой-то конкретной деятельности. Как считают окружающие: способен ли такой человек достичь большего или меньшего в других областях деятельности? Отвечая на этот вопрос, важно разделить два обстоятельства: реальную способность (на большее или меньшее) и то, что считают по этому поводу окружающие. Многочисленные факты показывают, что успех в одной деятельности может нисколько не влиять на успех в другой. Есть множество примеров, когда люди, блестяще делающие свое дело, во всем остальном оказываются беспомощными. Тем не менее имеет место так называемый Эффект ореола: Человека, добившегося больших успехов в какой-то частной области, окружающие считают способным на большее и в других областях. Многочисленные факты показывают, что должных оснований для этого эффекта нет, что он основан на заблуждениях. В краткосрочном плане эффект ореола действует, хотя не на всех и в неодинаковой степени. Именно личные впечатления от краткосрочных результатов и являются почвой для возникновения эффекта ореола. Кстати, исследованиями установлено, что у человека, испытывающего удовлетворение, несколько улучшается острота зрения, слуха, осязания. 2. По-разному люди реагируют на неудачу. Слабого она деморализует. Сильного - мобилизует. Например, Черчиллю принадлежат слова: "Успех - это переход от одной неудачи к другой с нарастающим энтузиазмом". Выдающийся изобретатель Эдисон говорил: "Каждая неудачная попытка - это еще и шаг вперед". Многие известные личности высказывались и в том плане, что поражение гораздо полезнее победы. Ибо победа расслабляет, а поражение заставляет действовать, искать. Но это справедливо для сильных личностей (потому они и сильные, что неудача их не ломает). А в сознании большинства действует Эффект неудачника: Человека, потерпевшего неудачу, окружающие преимущественно считают способным на меньшее и в других делах. Психологической основой является факт краткосрочного угнетающего действия неудачи. Известно высказывание: "Женщины не любят неудачников". На самом деле их не любит никто, просто женщины в силу большей коммуникабельности охотно делятся своими мыслями, в том числе - и этой. Указанные эффекты работают и в бизнесе. Фирмы, деловые люди охотно говорят о своих успехах и скрывают неудачи - особенно плохое финансовое положение. В странах, где давно связали успех нации с бизнесом, выработались стандарты поведения, нацеленные на деловой успех. ............ |