МОУ Разинская средняя общеобразовательная школа
РЕФЕРАТ
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
2009 ГОД
ПЛАН:
ВВЕДЕНИЕ
I. Определение понятия готовности ребенка к школе
1. Личностная готовность
2. Интеллектуальная готовность
3. Социально-психологическая готовность
II. Сферы исследования готовности ребенка к школе
1. Познавательная сфера
2. Произвольность поведения
3. Развитие тонкой моторики пальцев рук
ВВЕДЕНИЕ
Тема нашего реферата - основные методы исследования готовности детей к школьному обучению. Эта тема действительно очень важна и не потеряет своей актуальности до тех пор, пока будут существовать школы.
Результаты проведенных исследований показали, что основной причиной неуспеваемости большинства учащихся является своего рода их «незрелость», недостаточная нервно- психическая и другая готовность к сложному процессу обучения, которая в результате неправильной или неполной диагностики не была выявлена.
Поэтому чрезвычайно важно своевременное выявление такого рода незрелости детей, определение уровня развития ребенка, его возможных отклонений от нормы с помощью различных методов исследования.
Исходя из этого, основной целью нашей работы является: наиболее полное представление методов исследования психологической готовности ребенка к школе. Для этого нам необходимо решить ряд более конкретных задач, а именно: каковы закономерности развития детей дошкольного возраста; что такое готовность к школе; какие сферы исследуют данные методы?
Таким образом, для того, чтобы наиболее полно раскрыть данную тему, нам необходимо придерживаться поставленной цели и решить выше указанные задачи.
I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ»
Поступление ребенка в школу - чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для его родителей. Ведь с поступлением в школу наступает совершенно новый этап жизни ребенка. И к этому этапу он должен быть достаточно подготовлен. Прежде всего, ребенок должен быть готов выполнять серьезную деятельность, дающую ему не только новые права, но и налагающие нелегкие обязанности. Маленький школьник вправе рассчитывать на уважение окружающих к его учебным занятиям и сам обязан систематически выполнять все задания учителя, вести себя в соответствии со школьными правилами независимо от того, хочет он этого в данный момент или нет.
Большинство детей, достигающих семилетнего возраста, стремятся к положению школьника, но не во всех случаях они достаточно ясно представляют себе, в чем это положение состоит. Иногда их привлекает чисто внешняя сторона дела - хочется иметь портфель, считаться большим, получать отметки и т.д. А какой же ребенок считается по- настоящему готовым к школе? Как определить понятие «готовности к школе»? В современной психологии пока не существует единого четкого понятия «Готовности или школьной зрелости».
Так, А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими, необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы, поведенческими характеристиками».
И более емко определяет школьную зрелость как достижение такой степени развития ребенка, когда он «становится способным принять участие в школьном обучении». ............