СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Сущность и структура памяти
1.1 Процессы памяти
1.2 Классификация видов памяти по характеру психической активности
1.3 Классификация памяти по характеру целей деятельности
1.4 Классификация памяти по продолжительности сохранения материала
1.5 Особенности памяти
1.6 Мотивация и память
Глава II. Музыкальная память и ее роль в исполнительской деятельности учащегося
2.1 Основные виды музыкальной памяти
2.2 Приемы заучивания наизусть
Глава III. Основные методы развития музыкальной памяти в музыкальной педагогике
3.1 Методы запоминания по И. Гофману
3.2 Методы запоминания по В.И. Муцмахер
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Как живописцы запечатлевали «визуальную» историю человеческого рода, так великие композиторы делали то же самое в отношении его музыкальной истории. Звук, являющийся объектом восприятия для одного из наших главных органов чувств, играет важную роль как компонент запечатлеваемого в памяти образа. Слуховое восприятие же вообще является важной ментальной способностью, и ее развитие содействует совершенствованию нашего умения пользоваться синестезией, — важнейшим инструментом мнемоники, состоящим в комбинировании основных пяти чувств ради совершенствования каждого в отдельности и одновременного получения кумулятивного эффекта от их совместной работы на благо совершенствования ментальных способностей, в особенности творческого потенциала и памяти.
Так, если вы услышали по радио, что А. Сметана в начале своей музыкальной карьеры был известен как человек безудержной энергии и энтузиазма; что двое его детей умерли в раннем возрасте; что его до конца жизни мучила тяжелая болезнь, в течение которой мозг композитора неуклонно разрушался, а он, несмотря на это, продолжал сочинять и изложил в мельчайших деталях природу своего физического упадка и воздействие, которое он произвел, в частности, на его память. Узнав все это, вы более глубоко будете воспринимать его музыку сопереживать композитору, а также узнаете больше об исторической эпохе, в которую он жил и творил.
Древнегреческий поэт Эсхил в своей знаменитой поэме «Прометей прикованный» назвал память матерью всех муз и причиной всего сущего. Название древнегреческой богини памяти — Мнемозины — до сих пор сохраняется в научном обиходе. Это такие термины, как «мнемическая деятельность», или «мнемические действия». Память — кладезь жизненного опыта и профессионального мастерства. Перефразируя слова Сократа, сказанные им о друге, можно сказать: «Скажи мне, что ты помнишь, и я скажу тебе, кто ты».
Великие творцы, внесшие большой вклад в развитие человечества, оставившие свой след в истории, часто имели обширную память, отчасти данную от рождения, но чаще — развитую в процессе постоянных упражнений. Историки утверждают, что многие выдающие полководцы — Юлий Цезарь, Александр Македонский, Александр Суворов — могли помнить в лицо и по именам почти всех солдат своих многотысячных армий. Знаменитый античный философ Сенека был способен, по сведениям его современников, повторить две тысячи не связанных между собой слов.
Феноменальная память — почти всегда признак выдающихся способностей. ............