Введение
В настоящие время интенсивно ведутся работы по исследованию различных социально-психологических феноменов. В этой связи представляется интересным рассмотреть вопрос о характеристики методов которые используются, т.к. только правильное понимание методов может дать хорошие результаты при исследовании.
Данная проблема является достаточно разработанной ее занимались многие отечественные ученные такие как: Ядов, Андреева, Свенцицкий и др. На западе так же этой проблеме было уделено значительное внимание было выпущено большое количество работ, таких авторов как Пэнто, Гравитц, Кэмбелл и др.
Цель данной работы рассмотреть основные методы социально-психологических исследований.
Задачи:
· Рассмотреть историю формирования методов
· Дать характеристику основным методам используемым в социально-психологических исследованиях
Глава 1.Содержание, методы и принципы социально-психологической диагностики
§1. История социально-психологической диагностики. Современные проблемы
Каждая из психологических дисциплин имеет свою историю развития и становления, которую можно представить в виде определенных стадий или основных этапов. Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XIX и XX вв. под воздействием требований практики. Её возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии.
Первым ее источником стала экспериментальная психология, поскольку экспериментальный метод лежит в основе психодиагностических методик, разработка которых и составляет одну из задач психодиагностики. Именно в этом смысле можно сказать, что психодиагностика «выросла из экспериментальной психологии». Возникновение последний в 50-70 гг. XIX. в. связано с наступлением естествознания на область психических явлений, с процессом «физиологизации» психологии, состоящем в переводе изучения психических фактов в русло эксперимента и точных методов естественных наук. Первыми экспериментальными методами психологию снабдили другие науки, главным образом физиология.
Началом возникновения экспериментальной психологии условно считается 1879 г., так как именно в этом году в Германии была открыта первая лаборатория экспериментальной психологии. Ее основатель В.Вунд (1832-1920), намечая перспективы построения психологии как цельной науки, предполагал разработку в ней двух непересекающихся направления[5, c 31-33] :
· естественно-научного, опирающегося на эксперимент;
· культурно-исторического, в котором главную роль призваны играть психологические методы изучения культуры («психология народов»).
По его теории естественно-научные экспериментальные методы можно было применить только к элементарному, низшему уровню психики. Экспериментальному исследованию подлежит не сама душа, а только ее внешние проявления .Поэтому в его лаборатории в основном изучались ощущения и вызываемые ими двигательные акты – реакции, а также периферическое и бинокулярное зрение, цветоощущение и прочее.
По образцу лаборатории В.Вунда создаются подобные экспериментальные лаборатории не только в Германии, но и в других странах (Франции, Голландии, Англии, Швеции, Америке).
Развивающаяся экспериментальная психология вплотную подошла к изучению более сложных психических процессов, таких как речевые ассоциации. ............