Реферат
Тема: Основные направления античной философии
Содержание
Введение.
1. Борьба диалектиков и метафизиков в Древней Греции.
2.Подготовка формальной логики как ведущего метода античной гносеологии.
3. Учение Платона и Аристотеля. Перенос этического абсолюта на явления мира.
4.Киники и другие.
Заключение.
Список литературы.
Введение Если говорить о европейском мировоззрении, а также, в какой-то мере, – о русском, то все основные его черты можно уже обнаружить у исторических предшественников, то есть в античной философии. При всем своеобразии современного мышления, при усилении роли иррационализма, при «повальном» увлечении Востоком греко-римская идеология по-прежнему является основанием для западной философии. И дело не только в том, что на Западе более ярко выразился рационализм, а на Востоке субъективизм, как показывает Ф. Серебряков[1], но, прежде всего в пристрастии к особому кругу вопросов.
В классическом представлении европейская философия развивалась от онтологии в античности до гносеологии Нового времени и современной аксиологии. Тогда как индийская и китайская философии всегда были по преимуществу аксиологическими. Но и теория познания, и теория ценностей в Европе, как правило, основывались на той или иной метафизике. На Востоке же представления о бытии и ценностные ориентации взаимоопределяли друг друга. Мир полон ценностей, другими словами одухотворен, и человеческий дух способен проникнуть в бытие как в собственную стихию, минуя при этом этап познания.
Запад искал и ищет посредника для обнаружения истины. Даже теперь, при всем антропоцентризме и субъективизме философии ХХ века, вопрос о возможности достоверного знания остается открытым, так как через него для западного человека решается не только возможность научного познания, но и возможность обоснования личных ценностей, этики, морали, государственности и смысла жизни.
А. Шопенгауэр, отрицавший вслед за Кантом возможность достоверной метафизики, утверждал, тем не менее, что «в философии этическая основа, какова бы она ни была, сама опять-таки должна иметь свой основной и опорный пункт в какой-нибудь метафизике, то есть в данном объяснении мира и бытия вообще».[2]
Вероятно, одной из причин такой тенденции, является изначальная постановка вопроса античными философами, поэтому исследование подходов к возможности познания мира и вытекающие из них проблемы имеет особую значимость.
Таким образом, данный вопрос, с одной стороны, позволяет более точно реставрировать историческую преемственность, а с другой, – уточнить собственную позицию в науке с точки зрения возможности адекватного познания.
Наука как рациональный посредник между миром и человеком получила свое философское обоснование в Европе в период античности. Гносеология Нового времени получила возможность для своего возникновения благодаря философским процессам античности. Появлению такой философии в Древней Греции во многом способствовала экономико-политическая ситуация, сложившаяся в дохристианской Европе,[3] но большую роль сыграла и традиция, пришедшая из древнегреческого мифа.
Философия возникала, конечно, не из мифа и не из науки,[4] но она черпала свои идеи из народного мировоззрения, то есть из мифологических и научных проблем. Мифологическое представление о единстве мира, всеобщих взаимосвязях и едином основании для сущего невольно столкнулась с действительным многообразием и изменчивостью мира. ............