ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ
Реферат по истории мировой культуры:
«Основные направления в искусстве модернизма»
Выполнил студент заочного факультета
Горюнов В. В.
01-ЭПА-786
Киров
2002
П Л А Н:
I. Общее понятие модернизма …………………………………………………….3
II. Основные направления в искусстве модернизма ……………………………..5
1. Экспрессионизм ..……………………………………………………………5
2. Кубизм…………….………………………………………………………….9
3. Абстракционизм …...………………………………………………………11
4. Сюрреализм .………..………………………………………………………15
5. Поп-арт ..……………………………………………………………………20
6. Хеппенинг..…………………………………………………………………22
7. Гиперреализм ..……………………………………………………………..23
Заключение ………………………………………………………………………..25
Список использованной литературы ...………………………………………….26
I. Общее понятие модернизма
Многообразие художественных и социальных форм модернизма, различный характер этих форм на разных ступенях исторического развития XX столетия, а также широкий спектр идеологических устремлений, лежащий в основе эстетических экспериментов – все это затруднило поиски общих определений модернизма. И все же к столь несхожим явлениям, как немецкий экспрессионизм, русский авангард, французский футуризм, испанский сюрреализм, английский имажинизм и прочее – современники применяли одно и то же название. Термин «модернизм» происходит от французского слова «modernizme» (от лат. modernus – новый, современный). Он имеет тот же корень, что и слово «мода», и нередко употребляется в значении «новое искусство», «современное искусство». Модернизм – собирательное обозначение всех новейших течений, направлений, школ и деятельности отдельных мастеров искусства XX в., порывающих с традицией, реализмом и считающих эксперимент основой творческого метода (фовизм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, поп-арт, кинетическое искусство, гиперреализм и др.). Писавшие о модернизме всегда отмечали особый интерес его представителей к созданию новых форм, демонстративно противопоставленных гармоническим формам классического искусства, а также акцент на субъективности модернистского миропонимания. Первые модернисты – это люди, жившие в конце XIX в., взращенные всеобщим кризисом европейской культуры. Многие из них отвергали методы социально-политического радикализма в изменении жизненного уклада, но все они были ярыми приверженцами духовной революции, которая, по их мнению, неизбежно рождалась из кризисного старого мира.
Духовная революция, как новое качество сознания, новое жизнепонимание, требовала для себя новой идейной платформы. Эта платформа была сформулирована на базе интуитивизма А. Берсона и Н. Лосского, ницшеанства, феноменологии Э. Гуссерля, психоанализа З. Фрейда и К. Юнга, экзистенциализма С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, К. ............