Часть полного текста документа:Введение Россия - один из важнейших внешнеторговых партнеров Эстонии: и по экспорту, и по импорту товаров она занимает второе место после Финляндии. Именно там - основной рынок сбыта для многих эстонских производителей, именно Россия дает основной доход от транзита. Но, к сожалению, таможенное законодательство России - головная боль для большинства наших коммерсантов. Целью данной работы было рассмотрение основных правовых норм, регулирующих ввоз товаров на территорию России. Безусловно, в рамках курсовой работы невозможно подробно разобрать все аспекты, связанные с таможенным регулированием, и поэтому основное внимание было сосредоточено на вопросах, имеющих непосредственный интерес для предпринимателя. В виду того, что в политических кругах России ведутся серьезные разговоры об экономических санкциях против Эстонии, важное место уделено тем пунктам законодательства, которые представляют реальную угрозу в случае ужесточения российской внешней политики. 1. Роль России в эстонской внешней торговле Не смотря на то, что распад СССР привел к разрыву многих хозяйственных связей, Россия представляет значительный интерес для эстонских экспортеров: российский рынок один из самых крупных в Европе, а соотношение цен и качества наших товаров позволяет им успешно конкурировать с китайскими и турецкими. Да и наметившаяся в последний год стабилизация рубля стала заметным стимулом торговли. Надо отметить, что за последние пять лет структура экспорта в Россию резко изменилась: если в 1991 году ведущие позиции занимали продукты питания и одежда (по 25%), то в 1994 году на продовольствие приходилось уже 42.1% (качество его довольно высоко, а цена заметно ниже, чем у российских производителей), а на одежду - лишь 4.6% /1, с.5/. Это, по всей вероятности, связано как с сокращением производства в легкой промышленности из - за перебоев с сырьем, так и возросшей конкуренцией со стороны зарубежных фирм. В 2 раза уменьшилась доля химических и пластмассовых товаров. Экспорт автомобилей, составлявший в 1991 году всего 0.6%, в 1992 вырос до 21.1%, в 1993 - 27.4%, а в 1994 сократился до 20.4%, что обусловлено повышением ввозных пошлин и насыщением внутреннего рынка России /1, с.6/. После повышения с 1 июля 1994 г. пошлин на импорт продовольствия произошел некоторый спад ввоза продуктов, но затем объем экспорта снова начал медленно расти. С удовольствием покупают наши продукты на Урале и в Тюмени, где цены в 2 - 3 раза выше эстонских. Большой популярностью пользуются кондитерские изделия, молочные продукты, колбасы, консервы /2, с.3/. Эстонская мебель, вполне соответствующая европейским стандартам, раза в полтора дешевле зарубежных аналогов. И перечень товаров, имеющих все шансы занять достойное место на российском рынке, можно продолжить. Но помимо соображений экономической целесообразности важное значение имеют также политические и правовые факторы. А они, к сожалению, не вполне благоприятствуют расширению торговли. 2. Ограничения и запрещения ввоза 2.1. Причины ограничений. Подобно большинству стран Восточной Европы, Россия установила довольно жесткие ограничения на ввоз товаров из - за рубежа. Основными причинами этого, на мой взгляд, стали: * слабая конкурентоспособность многих российских предприятий, вызванная господствовавшей в течении многих лет ориентацией на дешевое сырье и энергоресурсы, * страх перед безработицей, которую может повлечь банкротство крупных заводов, не способных выжить в условиях внешней конкуренции, * необходимость противовеса субсидированию экспорта, которое осуществляют многие государства как Европы, так и Азии, * очень сильное влияние лоббирующих группировок (особенно АПК и ВПК), * а также стремление к достижению определенных экономико - политических целей государства. Как известно из истории, почти все европейские страны прошли в свое время стадию протекционизма, а затем, преодолев ее, перешли к относительно либеральной внешней торговле и экономической интеграции. ............ |