Основные представления о цене и ценообразовании
Содержание
1. Понятие и сущность цены
2. Функции цены
Список литературы
1. Понятие и сущность цены
Цена — это количество денег, которое покупатель должен заплатить продавцу за приобретаемый товар. Цена является рыночной характеристикой товара: в ней в равной степени отражаются интересы всех участников процесса товарообмена —производителей и потребителей.
Рыночная цена — это сумма денег, которую покупатель добровольно платит продавцу, чтобы приобрести единицу товара или услуги при условии, что оба они являются независимыми сторонами и руководствуются только коммерческими соображениями.
При этом под коммерческими соображениями понимается возмещение затрат и получение прибыли продавцом, а также удовлетворение экономических потребностей покупателем.
В основе цены лежат два объективных экономических закона, выражающих динамику снижения затрат — "цена — денежное выражение стоимости (ценности)"; изменение результата (продукта) труда, удовлетворяющего человеческие потребности — "закон роста потребительной стоимости".
Действуя одновременно, эти законы создают базу цены.
В то же время на формирование цены влияют и другие экономические законы.
· спроса и предложения;
· денежного обращения (инфляция);
· рынка и др.
В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие части
Цены, их параметры-
· виды;
· структура;
· величина;
· динамика изменения;
Ценообразование как способ:
• установления, формирования новых цен;
• изменения действующих цен.
Обычно рассматривают два подхода к формированию цен:
· рыночный, в рамках которого цену можно определить как форму выражения ценности благ, появляющуюся в процессе обмена;
· производственный (затратный), в рамках которого цена — это денежное выражение стоимости создания товара.
При рыночном подходе определяющими факторами ценообразования являются:
· конъюнктура рынка;
· спрос и предложение товара (работ, услуг).
При производственном (затратном) подходе в основе установления иены лежат производственные затраты, связанные с производством; реализацией товара (работ, услуг).
Таким образом, связь между стоимостью и ценой появляется при затратном подходе, который предполагает, что величина цены определяется при измерении всех затрат, необходимых на производство единицы продукции в денежном выражении, т. е. издержек производства, или себестоимости, и прибавлением к ним определенной величины прибыли.
Сумма издержек производства и прибыли на единицу продукции (товара, работ, услуг) представляет собой искомую цену.
На рынке особое значение имеет равновесная цена, которая является результатом взаимодействия цены спроса и цены предложения.
Цена спроса на каждое количество товара — это цена, по которой каждая отдельная порция товара способна привлечь покупателей в течение определенного периода времени. Цена спроса на каждый товар уменьшается по мере увеличения его предложения.
Цена предложения — это цена, по которой товар поступает в продажу на конкретный рынок. ............