Реферат
Основные принципы творения
Введение
«Весь физический мир, конечно есть слово и слова, ибо он нечто значит, и он есть нечто понимаемое, хотя и мыслится как механическое соединение внутренне распавшихся элементов».
В.В. Чурсин
«- Но ведь это же ужасно, - говорила Грета Гартман, - с одной стороны, Вы говорите, что наше знание атома Радия В неполно, потому что мы не знаем, когда и в каком направлении будет послан электрон, а с другой стороны, Вы говорите, что знание полно, потому что если бы имелись новые определяющие моменты, то мы оказались бы в противоречии с некоторыми другими экспериментами. Однако не может же наше знание быть одновременно полным и неполным. Это же просто бессмыслица».
В. Гейзенберг «Физика и философия»
1. Осмысление природы
Пытаясь что-то понимать, мы обречены мыслить диалектически, то есть вести нескончаемый диалог между тем в нас, кто ищет понимания, и тем, кто его пытается дать, описывая какой-то аспект реальности. Этот диалог приводит к созданию словесного портрета или модели, которая у талантливого исследователя может иметь символический смысл, дающий некоторое понимание вопрошающему взору. Это угадывание смысла можно рассматривать как истолкование «текстов», на языке откровения гения или на языке природы и можно уподобить известному образу разменивания «золотого» (заложенного смысла) на «кучу медяков» (понятий, знаков, формул и пр.). Прочтением и истолкованием «книг природы» занимается наука или физика, в ее первоначальном широком смысле, данном ей Аристотелем. В современном узком смысле слова физика ограничивается изучением «неживой природы», хотя само это словосочетание носит условный, а возможно и противоречивый характер. По существу же физика призвана истолковать самые фундаментальные «книги», лежащие в основании мироздания. И в этом смысле физику следует считать герменевтикой, а ее основополагающие теории – моделями начала творения, ибо «В начале было Слово…».
Однако такой подход к физике, как ни странно, противоречит не только устоявшемуся натуралистическому взгляду, но и распространенному мнению религиозно образованных людей, считающих физику «технической» наукой, далекой от «духовности» философских и гуманитарных дисциплин. Наличие такого мнения обусловлено с одной стороны негативной реакцией на материалистическое истолкование научных постулатов, якобы противоречащих церковному мировоззрению, а с другой - непониманием онтологического значения научных данных и особенно тех фактов, на которые натолкнулась физика в начале двадцатого века. Ведь дело не в том, что наука «подтверждает» учение о творении, а в том, что дает новое знание для понимания и истолкования этого творения. Вообще наука по своей сути не может быть атеистической в отличие от расхожего мнения людей, далеких, как от фундаментальной науки, так и от религиозных представлений. Поэтому нет никакой необходимости защищать вероучение от «нападок», но следует понимать, в чем заключается смысл научных данных и ложь их «интерпретаторов». С другой стороны, представляются бессмысленными и ошибочными попытки верующих людей представить начало мира, например, как «первовзрыв» с дальнейшим эволюционным «развитием» вселенной по законам физики, так как непонятно, что, где и когда могло взорваться, если не было ни вещества, ни пространства, ни времени, ни, тем более, физических законов. ............