Часть полного текста документа: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕФЕРАТ по курсу "Этика" на тему "ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ МОРАЛИ" Выполнила: студентка 4-го курса филологического факультета Зимина М.А. Проверил: Санкт-Петербург 2003г. Содержание Введение____________________________________________________________2 Свойства морали_____________________________________________________3 Антиномии в морали__________________________________________________4 Структура морали____________________________________________________8 Функции морали____________________________________________________10 Абсолютное в морали_______________________________________________12 Происхождение проблемы_______________________________________12 Понятие морального абсолюта__________________________________12 Воплощение абсолюта__________________________________________15 Определение нравственной личности____________________________18 Литература_________________________________________________________23 Введение Этика - это наука о морали. Она описывает мораль, объясняет мораль и "учит" морали. И на этом пути есть ряд трудностей. Во-первых, зачем описывать мораль, если каждому и так известно, что это такое? Все мнят себя знатоками и судьями нравов. Так что этика вроде бы обречена сообщать нечто общеизвестное, разве что в проясненном и систематизированном виде. Во-вторых, этика "учит" морали, т.е. сообщает не абстрактное, а практическое знание, которое нужно употребить прежде, чем по-настоящему его поймешь. Это знание, побуждающее действовать. Однако поучений никто не любит. Право "читать мораль" дается только людям безупречной собственной жизни, с безусловным нравственным авторитетом, каким, например, обладал для современников Л.Н. Толстой. Но все проповедники за тысячи лет не уговорили человечество поступать по совести. В общем, сколько ни скажи "халва", во рту сладко не станет; от разговоров о добре нравы не улучшаются. К великой скорби всех моралистов оказывается, что научить морали нельзя. Но научиться можно. Нравственную позицию можно выработать самостоятельно, изучая суждения мудрецов, слова и поступки людей. Этика предоставляет всякому мыслящему человеку свои способы и средства аргументации. В-третьих, удовлетворительно объяснить что-либо в морали сложно. Разве можно точно выяснить причины существования несправедливости, причины, по которым благородство оказывается осмеянным, а негодяи торжествуют? Как будто наше негодование по поводу предательства или хамства уменьшится, если доказательно изложить, как и почему это происходит. ............ |