Основы бизнеса
2008 г.
Введение
Основное назначение предлагаемого вашему вниманию учебного пособия заключается в том, чтобы дать изложение курса «Основы бизнеса», закладывающего базис управления организациями, как бизнес — единицами.
Структура курса построена таким образом, что вначале рассматриваются основные концепции бизнеса как объекты исследования деятельности организаций крупного и малого бизнеса.
Поскольку бизнес является самостоятельной категорией экономической системы, он изучает общие свойства организации как единого целого. В зависимости от языка описания (экономического, юридического, социологического, технического и т.д.) можно получить различное представление об организации как об объекте управления. Поэтому организация остается до конца непонятным объектом, представляющим собой, как говорят специалисты, черный ящик.
Чтобы преодолеть указанную неопределенность, необходимо использовать междисциплинарный подход к рассмотрению вопросов в сфере изучения бизнеса. Таким подходом является системный подход.
В учебном пособии рассмотрен не только ряд междисциплинарных направлений, способствующих структурному формированию делового мышления, но и основы базовых экономических дисциплин, таких как менеджмент, маркетинг, финансы предприятий, управление персоналом. Особое внимание уделено историческому возникновению бизнеса и основным его направлениям.
В пособии даны классификации организационных структур и классификации самих организаций. Если же в основу классификации положить отношение к собственности, то можно сформировать модель состава системы управления собственностью в масштабах страны, а также построить модель антимонопольного регулирования бизнеса и управления экономикой на общегосударственном уровне.
Определены процедуры формирования моделей состава проблем и целей организации на разных стадиях ее развития.
Показано, что структура системы управления организацией определяется не столько содержанием проблем и целей, сколько связями внутри них и между собой. Среди проблем в первую очередь заслуживают внимания те, которые являются причиной возникновения других более мелких проблем в сфере бизнеса.
Тема 1. Понятие и сущность бизнеса. Три концепции
Вся история человеческого общества, а также его современное состояние, так или иначе связаны с бизнесом. При всем многообразии видов и направлений деятельности людей — от проникновения в космические дали, в тайны плазменной реакции и строения клетки до создания шедевров изобразительного искусства — общим свойством этой деятельности является бизнес. Иначе говоря, какому бы делу ни отдавался наделенный сознанием человек, вольно или невольно он занимается при этом своим бизнесом. Чтобы понять, почему происходит именно так, надо обратиться к различным теоретическим толкованиям и определениям бизнеса. Условно они все могут быть объединены в три основные концепции: позитивную, критическую, прагматическую.
Концепция — система взглядов на те или иные явления, способ рассмотрения каких-либо явлений, понимание чего-либо.
Позитивная концепция. Ее суть состоит в том, что бизнес понимается как общественно-полезная деятельность людей, осуществляемая в порядке личной инициативы, целью которой является производство товаров и услуг для других людей. ............