Формирование прибыли от реализации продукции
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) - это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, что может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом.
Прибыль от реализации продукции определяется как разница между выручкой от реализации продукции (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и затратами на производство и реализацию, включаемых в себестоимость продукции:
Прп = ВД - НДС - А - В, где
ВД - валовый доход от реализации продукции;
НДС - налог на добавленную стоимость;
А - акцизы;
В - затраты на производство и реализацию продукции.
На величину прибыли от продаж влияют:
1) факторы, независящие от деятельности предприятия: изменение государственных регулируемых цен, транспортные условия, природные условия.
2) факторы, находящиеся в компетенции предприятия:
- изменение объема продажи продукции. Чем больше объем - тем больше прибыль - вывод о необходимости повышения эффективности производства, техническом перевооружении предприятий;
- уровень себестоимости продукции - чем ниже себестоимость продукции, определяемая уровнем затрат на её производство, тем выше прибыль;
- уровень применяемых цен - в условиях рыночной экономики уровень цен устанавливается в зависимости от конкурентоспособности продукции. С другой стороны существует государственное регулирование цены на продукцию предприятий монополистов.
Таким образом можно сделать вывод, что возможности предприятий влиять на объем прибыли от реализации, изменяя объемы производства продукции, остатки нереализованной продукции, ее рентабельность довольно существенными.
Методы расчета прибыли от реализации продукции
Прибыль от реализации продукции определяется как разница между выручкой от реализации продукции (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и затратами на производство и реализацию, включаемых в себестоимость продукции.
Управление формированием прибыли от реализации продукции (работ, услуг) предполагает расчет его планового объема. Планирование, прогнозирование получения прибыли субъектами хозяйствования необходимо для составления текущих и перспективных финансовых планов.
На предприятиях производственной сферы могут быть применены три метода расчета прибыли от реализации продукции:
Метод прямого расчета. Прибыль рассчитывается по отдельным видам продукции, производимых и реализуемых. Для расчета необходимы следующие исходные данные.
1. Перечень и количество продукции в планируемом периоде (Втп);
2. Полная себестоимость единицы продукции (С);
3. Оптовая цена единицы продукции (Ц)
Птп = (Втп * Ц) - (Втп* С)
Расчет прибыли на основе показателя расходов на 1 грн. продукции. Может применяться по предприятию в целом при расчете прибыли от выпуска, реализации всей продукции. Предполагается использование данных о производственных расходах, реализации продукции за предыдущий период, а также ожидаемое их изменение, которое прогнозируется в следующем периоде.
Экономический (аналитический) метод. Он отличается тем, что дает возможность определить не только общую сумму прибыли, но и и влияние на нее изменений отдельных факторов: объема производства (реализации) продукции; себестоимости продукции; уровня оптовых цен и рентабельности продукции; ассортимента и качества продукции.
Прибыль рассчитывается на основании её себестоимости (Стп) и базовой рентабельности (Рб).
Рентабельность:
где Пб – прибыль за базовый год;
Стп — себестоимость товарной продукции базового года.
Прибыль товарной продукции на основании базовой рентабельности:
Птп = Тс/б *Рб,
где Тс/б – объем товарной продукции в оценке по себестоимости базового периода.
Сущность и методы вычисления рентабельности
Для оценки уровня эффективности работы предприятия получаемый результат (валовой доход, прибыль) сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами. ............