МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Философия»
Неоплатонизм
1. Неоплатонизм как направление античной философии
Неоплатонизм, направление античной философии 3-6 вв., систематизировавшее учение Платона, Аристотеля, пифагорейства и стоицизма. В центре неоплатонизма учение о сверхсущем едином и иерархическом строении бытия, разработанное Плотином и завершенное Проклом. Основные школы: гимская (3 в., Плотин, Порфирий), сирийская (4 в., Ямвлих), пергамская (4 в., император Юлиан), афинская (5-6 вв., Прокл), александрийская (5 нач. 7 вв.). Латинские неоплатоники Марий Викторин, Марциан Капелла, Боэций.
Плотин создал учение, которое не изменялось последователями, а только дополнялось. Порфирий собрал 54 трактата Плотина и разделил их по 9 на 6 групп. Такое деление соответствовало шести основным темам философии Плотина: этика философской жизни – материальный мир – творящая природа - Душа – Ум - Единое. Сочинение было названо «Эннеады».
Система неоплатонизма
Свою систему неоплатоники излагали и дедуктивно и индуктивно.
Если исходить из низших принципов к более высоким, то следует начать с материи, с тел, с физического мира, с космоса, а затем прийти к первопричинам, благодаря которым космос становиться возможным. Важнейшей характеристикой физического мира является движение. Движение возникает благодаря второй ступени – Мировой Душе.
Движение в космосе часто закономерно и даже целесообразно. Без закономерности и целесообразности космос не был бы единым. Смысл движениям Мировой Души, сообщает Мировой Ум (или Мировой Дух).
Ум выше космоса и Мировой Души и является принципом их всеобщего осмысления, устройства и закономерного протекания. Это сумма всех тех идей и закономерностей, по которым развертывается вся жизнь космоса. Как форма и идея идей, сообщающая всему благо, меру, порядок и определенность, Ум является чистой красотой и жизнью.
В свою очередь Мировой Ум не может являться первопричиной ни сущего, ни самого себя. Мировой Ум рождается из более высокого начала – Единого. Единое - тело чувственно-материального космоса, которое является единым целым, оформлено с помощью умственных категорий, или ума, и оживленно вечно подвижной душой.
Промежуточной ступенью соединяющей «окачественный», познаваемый Ум и бескачественное непознаваемое единое являются Числа. Они бескачественны, выше всякого предмета и наполнения, но в то же время являются принципом всякого различения и оформления. Благодаря Числам единораздельность становиться познаваемой.
Единое – это самопроизводящее, самотворящее, вечно порождающее начало, которое является причиной самого себя и существует в себе и для себя, но в то же время Единое лежит в основе всего. Единое нельзя познать и определить, оно абсолютно. Творческая активность Единого так велика, что из него, вечно преисполненного Благом, Благо вечно эманирует. Но Единое от этого не убывает, потому что оно есть абсолютная полнота. Эманация происходит по цепочке: Единое – Числа – Мировой Ум – Мировая Душа – Космос. ............