Часть полного текста документа: - 2 - 2СОДЕРЖАНИЕ Стр. ВВЕДЕНИЕ.................................................. 3 1.Философско-педагогические взгляды Иоанна Златоустого на процесс познания и обучения.......................... 7 2.Единство обучения и воспитания как условие целостного педагогического процесса................................ 23 3.Сотношение светского и религиозного в образовании....... 33 4.Целомудрие как основа нравственного воспитания.......... 53 5.Роль учителя в реализации педагогических принципов..... 72 6.Воспитательное влияние семьи на ребенка................. 85 ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................ 104 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................ 113 . - 3 - 2ВВЕДЕНИЕ В наше время наблюдается неуклонно растущий интерес к духов- ным основам православного воспитания. И это не случайно, посколь- ку нельзя оставить без внимания тот факт, что христианство с мо- мента его принятия нашими предками стало духовной доминантой жиз- ни и оказало огромное влияние на способы постановки и пути реше- ния педагогических проблем. Православная педагогика задала иной смысл воспитания, суть которого - дать личности ребенка раскрыть- ся в полноте ее сил, осуществить то, что заложено Творцом в глу- бине, в основе ее своеобразия и особенностей, выдвинула приоритет духовного над естественным. Система русского православного образования и воспитания кор- нями уходит в византийскую педагогическую традицию, видевшую смысл педагогических усилий в приобщении человека к Богу, в нас- тавлении его на путь спасения, что возможно было достигнуть двумя способами: путем познания и образа жизни. Для наших предков, как отмечали К.Н.Леонтьев, А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, "византизм не был мертвым грузом, а живым настоящего и будущего", не просто средневековой культурой, а вселенским феноменом. Православная пе- дагогическая традиция Руси вобрала в себя византийскую, отбросив католический рационализм как нечто внешнее, рассудочное и обрати- лась к внутреннему, направленному к Богу, идущему от сердца - высшего и совершенного органа богопознания. Таким образом, насле- дие Византии послужило ориентиром России в вопросах веры и соот- ветственно педагогики; В этом наследии ведущее место занимает один из образованней- ших и авторитетных Отцов Церкви - Иоанн Златоустый. Труды святи- - 4 - теля представляют собой неисчерпаемую сокровищницу для педаго- га-христианина и для обычного современного учителя или воспитате- ля. Много веков назад творения Златоуста были предметом чтения и письма, высоко оценивались нашими предками. Стиль изложения отли- чается ясностью, естественностью, простотой, психологической приспособленностью к душевному состоянию читателей, богатством внутреннего содержания. Не случайно среди сонма святых только трех Православная цер- ковь называет вселенскими учителями - Григория Богослова, Василия Великого и Иоанна Златоустого. Вряд ли кто может сравниться с последним по высоте жизни, по силе слова, по способности донести до понимания каждого человека истины Священного Писания. Для нас особенно важно то, что этот великий проповедник и писатель древней церкви довольно часто и во многих местах своих творений обращается к вопросам педагогики. ............ |