Курс лекций
Основы прогнозирования и планирования
1. Введение в дисциплину «Прогнозирование и планирование»
Прогноз представляет собой предвидение, предсказание, основанное на определенных данных. План - это намеченный на определенный период порядок работы. Прогнозирование и планирование - условия успешной деятельности любой организации.
Методы прогнозирования и планирования постоянно обогащаются и совершенствуются ускоряющимися темпами. Особую роль в этом играют два фактора. Первый - это экономические кризисы, которые вынудили экономистов и менеджеров в разных странах изыскивать новые адекватные методы управления. Второй фактор связан с быстрым распространением информационных технологий и компьютерной техники. Эти средства сделали общедоступными анализ перспектив и прогнозирование. Они позволили автоматизировать, упростить и ускорить выполнение огромного числа функций планирования и контроля.
Недооценка планирования - одна из главных причин разорения и банкротства фирм. Отказ от планирования и прогнозирования - это разорение и банкротство предприятия. Это глубочайший кризис в стране или регионе.
Можно ли предвидеть, предсказать наступление кризисов? Можно ли подготовиться к ним или вовсе их избежать? Можно ли выявить факторы, которые определяют успех экономического развития государства или дают предприятию, предпринимателю шансы разбогатеть? Как действовать, чтобы добиться благосостояния и успеха? Ответить на эти вопросы почти всегда возможно: успех любого дела наполовину обеспечивается за счет эффективного прогнозирования и планирования.
В экономике, в предпринимательской деятельности прогноз - это научно-аналитический этап процесса планирования. Прогноз определяет возможности, в рамках которых могут ставиться реалистичные задачи планирования развития экономики или работы предприятия. В прогнозировании и планировании используются математические методы, подчас весьма сложные. Распространение компьютеров, простых и эффективных программных продуктов и делает прогнозирование и планирование широко доступным. Нужно лишь знать, какой в том или ином случае метод выбрать, какой программный продукт применить.
Для реалистичного планирования необходимо понимать суть процессов, протекающих в экономике, ситуацию, складывающуюся на предприятии. Это непростые проблемы. Выбрать методы прогнозирования, оценить управленческую ситуацию помогают знания и опыт успешного прогнозирования и управления. Цель данного курса - научить основным методам прогнозирования и планирования и познакомить с опытом в этой области.
2. Прогнозирование и планирование в современных условиях
2.1 Методы прогнозирования
Методы прогнозирования можно разделить на две группы. Это эвристические методы, которые основаны на преобладании интуиции. Другую группу образуют экономико-математические методы. К их числу относятся статистические методы. Значительное число методов в той или иной степени объединяют элементы обеих групп.
Эвристические методы предполагают, что в подходах, используемых при разработке прогноза, доминируют интуиция, прежний опыт, творчество и воображение. К этой группе методов относятся методы социологических исследований и экспертные методы.
Опрашиваемые, давая оценки, могут основывать свои суждения, как опираясь непосредственно на интуицию, так и используя определенные причинно-следственные связи, данные статистики и расчетов.
В условиях рынка часто осуществляют прогнозирование спроса путем опросов потребителей, а также путем экспертных оценок. ............