Часть полного текста документа:РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ РЕФЕРАТ ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Выполнил: студент группы ОСМ-203 Попов Н.И. Преподаватель: Маслова О.В. Москва 1999 ОГЛАВЛЕНИЕ 1. СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. 2 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. 3 3. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ. 5 4. НОPМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ВОСПPИЯТИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ. 9 5. ВЫВОДЫ 13 6. ЛИТЕРАТУРА 15 1. СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются у младших школьников в первую очередь на уроках природоведения Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание. Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насышение содержанием, удовлетворение). В сущности экологического воспитания есть две стороны: первая - экологическое сознание, вторая - экологическое поведение, в этой работе рассмотрено только формирование экологического сознания. А экологическое поведение формируется с годами и не столько на уроке, сколько во внеклассной и внешкольной деятельности. Таким образом, определяя сущность экологического воспитания, выделяют, во-первых: особенности этого процесса: 1) ступенчатый характер: а) формирование экологических представлений ; б) развитие экологического сознания и чувств; в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности; г) выработка навыков и привычек поведения в природе; д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе; 2) длительность; 3) сложность; 4) скачкообразность; 5) активность; во-вторых: огромное значение психологического аспекта, который включает в себя: 1) развитие экологического сознания; 2) формирование соответствующих (природосообразных) потребнстей, мотивов и установок личности; 3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек; 4) воспитание устойчивой воли; 5) формирование значимых целей экологической деятельности. Поэтому формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с младшего школьного возраста. 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. Создание нового отношения человека к природе - эадача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. ............ |