Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
Факультет коррекционной педагогики и специальной психологии
Кафедра специальной педагогики и психологии
Курсовая работа
Особенности фонематического восприятия у дошкольников со стёртой дизартрией
Выполнила студентка
очного отделения
II группы III курса
Соколова Ю.А.
Научный руководитель:
Кан.пед.наук, доц.
Китаева Н. Н.
Санкт-Петербург
2004
Оглавление
Введение
Глава 1. Научно-теоретические основы изучения особенностей фонематического восприятия у дошкольников со стёртой дизартрией
1.1 Развитие фонематического восприятия в онтогенезе
1.2 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников со стёртой дизартрией
1.3 Особенности фонематического восприятия у дошкольников со стёртой дизартрией
Глава 2. Методика исследования фонематического восприятия у детей
Заключение
Библиография
Введение
Актуальность.
В современной логопедии фонематическое восприятие определяется как слухо – произносительная дифференциация звуков речи.
Многие авторы уделяли огромное значение состоянию фонематического восприятия у детей с речевыми расстройствами. Р. Е. Левина отмечает, что в основе некоторых звукопроизносительных расстройств могут лежать отклонения слухового восприятия, которые могут оказаться производными, т.е. носить вторичный характер.
Значительное количество речевых нарушений так или иначе, оказывается связанным с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка.
Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произношение. Кроме того, нарушение фонематического восприятия не даёт возможности детям овладевать в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Это значит, что устранение тяжёлых дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематического восприятия.
Одним из наиболее распространённых речевых нарушений является стёртая дизартрия. Она может сочетаться с другими речевыми расстройствами, например, с общим недоразвитием речи, заиканием, фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Проблема особенностей восприятия речи ( как на перцептивном, так и на фонематическом уровне ) у детей со стёртой дизартрией на наш взгляд и до настоящего времени остаётся недостаточно изученной.
Объект исследования: фонематическое восприятие у дошкольников.
Предмет исследования: особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией.
Цель исследования: изучение особенностей фонематического восприятия у дошкольников со стёртой дизартрией по данным литературы.
Задачи исследования:
1) Провести анализ литературы по проблеме изучения фонематического восприятия у дошкольников со стёртой дизартрией и у нормально развивающихся сверстников.
2) Разработать методику исследования фонематического восприятия у старших дошкольников со стёртой дизартрией.
фонематический речь дизартрия заикание
Глава 1. Научно – теоретические основы изучения особенностей фонематического восприятия у дошкольников со стёртой дизартрией
1.1 Развитие фонематического восприятия в онтогенезе
В соответствии с точкой зрения М. ............