Выпускная квалификационная работа
Особенности формально-динамических свойств психики у детей с нарушением умственного развития
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Онтогенез темперамента и роль внешних и внутренних факторов в развитии формально-динамических свойств психики
1.1 Понятие о темпераменте и его месте в индивидуальной деятельности человека
1.2 Онтогенез темперамента и роль воспитания
1.3 Темперамент и способности
Глава II. Организация и методы исследования
2.1 Характеристика объектов исследования
2.2 Методы исследования
Глава III. Анализ экспериментальных результатов изучения особенностей черт темперамента детей с нарушением интеллектуального развития
3.1 Региональные и половые особенности черт темперамента у детей
3.2 Особенности черт темперамента детей с нарушением интеллекта
3.3 Корреляционные связи свойств темперамента у детей в возрасте 8-12 лет
3.4 Типологические особенности черт темперамента
3.5 Взаимосвязь успеваемости и свойств темперамента
3.6 Методические рекомендации
Заключение
Список литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Темперамент является фундаментальной характеристикой в описании психологической организации человека, стоящий в одном ряду с такими понятиями как «характер» и «личность».
Никакие психологические особенности не имеют столь продолжительной истории их изучения, как темперамент. «Темперамент» занимает человечество уже 25 столетий. Интерес связан с очевидностью существования психических различий между людьми – различий по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и по другим динамическим индивидуально-устойчивым особенностям психической жизни, поведения и деятельности, которые традиционно относятся к темпераменту. Темперамент изучали и изучают в настоящее время множество ученых психологов, физиологов, педагогов и дефектологов как отечественных, так и зарубежных. К ним относятся: Я. Стреляу, Русалов В. М., Павлов И. П., Мерлин В. С., Небылицин В. Д., Теплов Б. М., Мясищев В. Н., Савченков Ю. И., Петросян Е. Ю., Анохин П. К., Колпаков В. Г., Маствилискер Э. И., Кречмер Э., Томас А., Чесс С. и многие др. Но, тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и не решенной проблемой. Нет согласия, как по некоторым частным, так и по кардинальным вопросам. Отсутствует, например, единая точка зрения на те свойства, которые следует включать в темперамент. До сих пор дискутируются вопросы о физиологическом базисе темперамента, смешиваются его физиологические и психологические свойства. Неоднозначно понимается роль среды и воспитания в формировании темперамента, его место в структуре индивидуальности, специфика его собственной роли в регуляции деятельности и др. Не говоря уже о темпераменте и его особенностях у детей с нарушением интеллектуального развития. Об этом и вовсе очень редко, расплывчато упоминается в литературе.
Однако с все большим единодушием ученые и практики соглашаются с Небылициным В. Д. в том, что темперамент – важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей. ............