Часть полного текста документа:Особенности формирования банковской системы России. В результате неблагоприятных для развития коммерческих банков условиях 1995 - 1997 годах ( спад производства в реальном секторе экономики, рост убыточности предприятий, невозврат кредитов, обильное нарастание неплатежей) и кризиса 1998 года, многие российские банки в поисках стабильности выработали определенные меры, реализуя которые они пытаются минимизировать потери от обесценения активов, обеспечить более устойчивое финансовое состояние. Прежде всего это сотрудничество с банков с крупными организационными структурами: концернами, ассоциациями, крупными промышленными акционерными обществами. Банки стремятся найти себе таких партнеров, которые обеспечивают гарантированные кредитные ресурсы и рынок кредитов. Таким образом создаются финансово-промышленные группы. Элементом стратегии ряда коммерческих банков стало стремление войти не в одну, а в несколько организационных структур, предпочитая те из них, которые располагают значительными объемами бюджетного финансирования, остродефецитной продукцией на рынке товаров народного потребления, экспортными ресурсами и валютной выручкой. В практике деятельности банков все большее распространение получают различные варианты использования банка в крупной организационной структуре, когда он становится кредитно-расчетным центром холдинговой структуры, держателем пакетов акций, необходимых для контроля за деятельностью входящих в него единиц. Банк берет на себя выполнение ряда внутренних управленческих функций объединения, выступает центром ассоциации предприятий - крупнейших контрагентов объединения и т.д. Некоторые банки стремятся окружить себя дочерними предприятиями. Часто банк выступает соучредителем нескольких десятков юридических лиц, а также их ассоциаций. Учреждение предприятий многоотраслевого характера позволяет банкам обойти запрещения заниматься тем или иным видом деятельности, снимает их риски, связанные с небанковскими операциями. Создание таких предприятий способствует формированию банками в своем штате многоотраслевых структурных подразделений и по мере наращивания их операций преобразованию в самостоятельные юридические лица (факторинговые, лизинговые предприятия, консультационные фирмы, брокерские фирмы по операциям с ценными бумагами и т.п.). Кроме повышения прибыльности банка, снижения и диверсификации рисков, такие ассоциативные структуры вокруг банка создают дополнительные каналы привлечения кредитных ресурсов. Получает распространение практика создания вокруг банка буферных финансовых институтов. Один из вариантов стратегии коммерческого банка - быстрое развитие филиальной сети в регионах, имеющих избыток или относительно дешевые кредитные ресурсы, а также создание системы участия (например, обмен между столичными и региональными банками паями, что создает при равенстве паев и неравенстве уставных фондов неравные возможности влияния). Некоторые банки стали объявлять себя "банковскими объединениями", "финансовыми группами", выбрав экспансионистскую политику поведения на рынке. Другим вариантом буферной стратегии является учреждение вокруг коммерческого банка различных целевых общественных и благотворительных фондов, которые выполняют роль каналов привлечения дополнительных кредитных ресурсов. ............ |