Министерство образования Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Иркутский государственный педагогический университет»
Факультет психологии
Специальность «Психология*»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Особенности идентичности
образа рекламного персонажа и образа Я
у молодежи
студентки
заочного отделения
Полищук Людмилы Николаевны
Научный руководитель: доцент кафедры
общей и педагогической психологии
канд. психол. Наук Л. В. Скорова
Иркутск 2003
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы идентификации
1.1 Понятие идентичности и ее особенности в юношеском возрасте
1.2 Механизмы психологического воздействия рекламы
Процесс психологической идентификации в телевизионной рекламе
1.3. Выводы
Глава 2 Исследование психологического механизма идентификации в рекламе
2.1 Результаты опроса особенностей восприятия и отношения к телевизионной рекламе молодежи
2.2 Исследование идентичности образа рекламного персонажа
и образа Я у молодежи
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Реклама, господствуя в средствах массовой информации, обладает огромными возможностями изменения общественных эталонов и принадлежит к очень небольшой группе институтов, оказывающих влияние на общество в целом. Реклама является сегодня не только средством информирования о новой марке, потребительских свойствах товара и т.п., но она является неотъемлемым элементом массовой культуры. С момента своего возникновения она постоянно отрабатывала способы воздействия на поведение индивида и групп людей и за весьма длительную историю качественно эволюционировала, пройдя путь от информирования к увещеванию и далее – к выработке условного рефлекса, к подсознательному внушению и, наконец – к проецированию символического изображения [1].
Реклама все чаще вмешивается в жизнь человека, управляя им на осознанном и бессознательных уровнях. При этом она выходит за рамки коммерческих интересов и навязывает потребителям систему определенных стандартов, точку отсчета жизненных ценностей, мировоззренческих идей и представлений. Гносеология проблемы влияния рекламы на личность человека изучалась и изучается многими как отечественными, так и зарубежными психологами, социологами, педагогами и представлена в ряде работ [5, 9, 24, 20, 39, 41].
Зазыкин В.Г. в одной из своих работ [12] выделяет четыре компонента психологического воздействия рекламы:
1. когнитивный (получение новой информации за счет процессов переработки информации: ощущения, восприятия, внимания, ассоциативного мышления, памяти);
2. аффективный (формирование эмоционального отношения, побуждающего желания, переживания);
3. регулятивный (побуждение к конкретным действиям);
4. коммуникативный (интеграция в процессы информационного общения, активной деятельности, обмена мнениями и пр.)
Реклама, как одна из форм психогенного воздействия, реклама играет важную роль в формировании определенных психологических и поведенческих особенностей индивида. ............