Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Самарский государственный университет»
Социологический факультет
Кафедра социологии и политологии
Специализация социальная психология
Дипломная работа
Особенности мотивации учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов
Самара
Содержание
Введение
Глава 1 Теоретико-методологические основы мотивации учебной деятельности
1.1 Сравнительный анализ предметно-методологических подходов к изучению понятий «мотива» и «мотивации»
1.2 Место учебной деятельности в жизни студентов гуманитарных факультетов
Глава 2 Исследование особенностей мотивации учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов
2.1 Обоснование программы и методов исследования особенностей мотивации учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов
2.2 Интерпретация и анализ тестирования и анкетирования мотивов учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность исследования. Система образования, в том числе высшее гуманитарное образование, в настоящее время испытывает определенные трудности. Перед ней стоят острые проблемы, являющиеся следствием осуществляемых в стране глубоких реформ. Происходящие в обществе политические, социально-экономические, организационные преобразования требуют существенных перемен в подготовке будущих специалистов.
Современное общество нуждается в людях с высоким уровнем общего развития, с высоким уровнем профессионализма, инициативы и предприимчивости, творческих способностей. Это предопределяет перестройку процесса обучения в целом и каждой из его сторон, в особенности мотивационной. Известно, что основой успешной учебной деятельности любого студента является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности.
Проблема мотивации учения появилась тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучению как специально организованной деятельности.
Возникнув, эта проблема до настоящего времени является, если не главной, то одной из важнейших в психологии и педагогике, ей посвящено немалое число работ (Л.И.Божович [1], В.Ф.Моргун, Г.И.Ибрагимов, В.С.Ильин, Ш.А.Амонашвили, М.В.Матюхина, А.К.Маркова [2] и др.)
Важность решения проблемы мотивации учебной деятельности определяется тем, что мотивация учения является существенно необходимой для эффективного осуществления учебного процесса. Известно, что именно отрицательное или безразличное отношение к учению может быть причиной низкой успеваемости или неуспеваемости студента. Диагностика и коррекция мотивации учения, как основа решения проблемы мотивации учения, является насущной задачей психологов - специалистов в сфере образования.
Проблема состоит в том, чтобы определить особенности мотивации студентов, которые наилучшим образом способствовали бы максимальному развитию и созреванию личности и реализации.
Необходимо согласиться с А.К.Марковой [2, с.12], что формирование мотивов учения - это создание в Вузе условий для появления побуждений к учению (мотивов, целей). Известно, что студенты побуждаются к учению целым комплексом мотивов. ............