Часть полного текста документа:Особенности обучения студентов эмоциональной выразительности речи в процессе вузовской подготовки В.С.Овчинников В разрешении проблем, которые существуют в современной школе, значительное место принадлежит мастерству учителя, в том числе культуре его речи. Для учительской работы явно недостаточно иметь даже средний уровень развития речевой деятельности, которая в идеальном случае должна быть на высоком уровне совершенства. К сожалению, на умение правильно говорить в педагогических вузах /кроме филологических отделений/ еще не обращается должного внимания. Этот вопрос связан с более общей проблемой - культурой речевого общения. Исследования советских психологов /Н.П.Ерастов [7], А.А.Леонтьев [13], А.Н.Соколов [21], И.В.Страхов [22] и др./ показывают, что речевая культура не сводится только к правильной постановке ударений и выбору слов литературного языка. Культура речи есть отражение общей культуры, общей воспитанности человека во всех отношениях. При таком подходе к проблеме формирования речевой культуры на первый план выступает воздействие на личность обучаемого с целью достижения максимальных соответствий между речевыми сообщениями и действительными психологическими состояниями личности говорящего. Особое значение мы придаем эмоциональной выразительности речи будущего учителя, поскольку достижение эмоционального контакта с учениками является обычно наиболее слабым звеном в деятельности начинающего учителя. Эмоциональная отзывчивость школьников как бы обязывает учителя строить свою речь не только в соответствии с логикой мысли, но и в соответствии с логикой чувств. Конечно, эстетическое воспитание студентов и практика общения оказывают определенное влияние на эмоциональность речи, однако, здесь нужны, на наш взгляд, и специальные обучающие занятия. Из указанных аспектов речевого общения вытекает цель нашего исследования - определить оптимальные психологические условия формирования эмоциональной выразительности речи будущего учителя в процессе вузовской подготовки. Гипотеза исследования, проведенного в Ярославском педагогическом университете, заключалась в том, что осознание приемов построения эмоционально выразительной речи /ЭВР/ может быть одним из ведущих условий оптимизации процесса формирования ЭВР будущего учителя. Задачи, которыми мы руководствовались при выборе методики исследования, состояли в следующем: выделить специфические особенности формирования эмоциональной выразительности речи; установить некоторые возможности оптимизации процесса формирования ЭВР; практически проверить эффективность комплексной методики формирования ЭВР в системе профессиональной подготовки будущего учителя. Под эмоциональной выразительностью речи мы понимаем выражение в речи эмоций и чувств посредством подбора слов, синтаксических конструкций, интонаций, логических ударений и пауз. Формируется она в условиях познания, общения, труда, под влиянием социальной организации учебно-воспитательного процесса. Однако способы, условия и возможности формирования ЭВР будущего учителя изучены пока недостаточно. В теоретическом плане в настоящее время имеются определенные предпосылки для выделения некоторых подходов к разработке научно обоснованной методики обучения будущего учителя умениям строить свою речь не только логически стройно и грамматически правильно, но и выразительно, образно, эмоционально. ............ |