Лекция по педагогической психологии (Ставропольский государственный университет, факультет психологии)
Тема: «Особенности педагогической коммуникации и передачи сообщения в условиях аудиторного (лекционного) обучения»
План
1. Особенности аудиторной передачи сообщения.
2. Общая схема лекционного сообщения.
3. Управление аудиторией.
Литература
1. Горянина В.А. Психология общения. – М.: Академия, 2002.
2. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М.: Дело, 1999.
3. Зимняя И.А.. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2002.
4. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.
5. Кондратьев С.В. Типические особенности педагогического взаимодействия // Вопросы психологии. - 2004. - №4.
6. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогическое взаимодействие. - Ростов-на-Дону, 1997.
7. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М., 1979.
8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
1. Особенности аудиторной передачи сообщения Знание особенностей передачи сообщений помогает преподавателю правильно организовать процесс обучения. Опираясь на психологические свойства человека, коммуникативный процесс имеет свою специфику, учёт которой необходим для лучшего усвоения материала учащимися.
Остановимся на некоторых основных закономерностях коммуникативного процесса в системе «преподаватель – аудитория».
Известно, что в процессе преподавания большое значение имеет мастерство педагога. Чем лучше преподаватель владеет педагогическими приемами подачи информации, тем лучше и глубже учащиеся усваивают предлагаемый курс. Процесс передачи знаний связан с определенными трудностями как подачи самого материала, так и его усвоения. Известно, что один и тот же курс может быть прочитан преподавателями, владеющими (или не владеющими) соответствующими приёмами и способами передачи знаний. В самом общем виде, ситуацию аудиторной передачи сообщения можно представить в следующем виде:
преподаватель → сообщение → аудитория
↑ ← обратная связь ← ↓
Уточним некоторые особенности лекционного сообщения, по сравнению с передачей информации по каналам связи массового (технического) типа.
1. В лекционной ситуации речь преподавателя является разновидностью прямой коммуникации, когда между оратором и аудиторией нет пространственных или временных преград, следствием чего является синхронность восприятия речи.
2. В лекционной ситуации характерно наличие «обратной связи», т.е. возможность воспринимать реакцию аудитории непосредственно во время выступления и при необходимости корректировать его.
3. В лекционной ситуации возможно отчётливое проявление личных качеств оратора и их эмоциональное воздействие на аудиторию.
4. Речь преподавателя характеризуется комплексностью в использовании различных знаковых систем:
- лингвистической (язык);
- паралингвистической (интонация);
- кинетической (мимика, жесты).
5. И, наконец, в лекционной ситуации довольно точно известен адресат сообщения, когда преподаватель имеет определенное представление о составе и особенностях аудитории, к которой он обращается. ............