Часть полного текста документа:Министерство образования Российской Федерации Мурманский Государственный Педагогический Университет Факультет иностранных языков Кафедра психологии Курсовая работа на тему Особенности переживания фрустрации у подростков Выполнила студентка 3 курса Чеснокова О.И. Научный руководитель Краснова А.Н. СОДЕРЖАНИЕ Стр. Введение................................................... 3 I раздел Теоретическая часть 1 Фрустрация как состояние............................6 2 Проявления фрустрации.............................11 3 Фрустрация и агрессия...............................13 4 Фрустрация и стресс..................................21 5 Толерантность...........................................24 II раздел Практическая часть Фрустрационный вербальный тест ..................26 Заключение...............................................29 Библиография.................. ......................31 Приложение..............................................32 Введение. Подростковый возраст - один из кризисных этапов в становлении личности человека. Он характеризуется рядом специфических особенностей. Это возраст кардинальных преобразований "в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств составляет общение в ходе различных видов деятельности - учебной, производственной, творческих занятий и пр.". (20, с.78-79). Естественными в этом возрасте являются стремления к проявлению взрослости, развитию самосознания и самооценки, интерес к своей личности, к своим возможностям и способностям. Для этого периода характерны частые стрессы, связанные с интенсификацией учебного процесса с переходом на новые формы обучения, с профессиональным самоопределением, а также проблемы в отношениях со сверстниками и родителями, часто не осознающими особенности физического и психического состояния повзрослевших детей. Часто стресс в их среде порождает неуверенность в будущем. Способы, которыми пользуются подростки в целях снижения эмоционального напряжения и выхода из стрессовой ситуации, известны: чаще всего это - агрессивное, аддиктивное или суицидальное поведение. Молодые люди, находясь под воздействием стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Исследования показывают, что условия, в которых находятся учащиеся на заключительном этапе обучения в средней школе, формируют целый комплекс сложных переживаний. Школьники постоянно сталкиваются с тем, что испытывают потребности, осуществление которых невозможно из-за наличия объективных или субъективных факторов. Хроническая ситуация неудовлетворённости, порождённая различными аспектами вхождения во взрослость, сохранением многочисленных ограничений, свойственных детскому возрасту, и появление новых обязанностей, неблагоприятно складывается на формирующемся характере. Целью данного исследования является выяснение того, что представляет собой фрустрация в старшем школьном возрасте. Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи: 1) изучить литературу; 2) изучить понятие фрустрации; 3) определить ситуативные предпосылки фрустрации; 4) рассмотреть особенности переживания фрустрации в старшем школьном возрасте. Предмет исследования: особенности переживания фрустрации в старшем школьном возрасте. ............ |