Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова»
Институт развития ребёнка
Факультет коррекционной педагогики
Кафедра специальной психологии и педагогики
Курсовая работа
Особенности представлений о цвете у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Научный руководитель:
к.п.н., доцент каф.
спец. пед. и псих. Попова К.К..
Архангельск 2009
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы сенсорного развития детей дошкольного возраста
1.1 Базисные категории проблемы исследования
1.2 Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста
1.3 Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Глава 2. Исследование особенностей сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
2.1 Цель, задачи, методика исследований
2.2 Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.
Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка, когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.
Воспринимая предметы и действуя с ними, ребёнок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и др. При восприятии музыки он учится следить за мелодией, выделять отношения звуков по высоте, улавливать ритмический рисунок, при восприятии речи – слышать тончайшие различия в произношении сходных звуков.
Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны – усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиям, позволяющими более полно и расчленено воспринимать окружающий мир.
Большинство из этих способностей имеет ярко выраженную сенсорную основу (например, звуковысотный слух является сенсорной основой музыкальных способностей, развитое зрительное восприятие форм и красок — сенсорной основой изобразительных способностей, тонкое кинестетическое различение — основой различных моторных способностей и т. д.) и эта сенсорная основа способностей интенсивно формируется в раннем и дошкольном детстве. ............