Российский Государственный Педагогический Университет
имени А.И. Герцена
Факультет коррекционной педагогики.
Кафедра логопедии.
Дипломная работа
Особенности развития активного и пассивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Санкт-Петербург 2010
Содержание
Введение
Глава 1. Современное состояние проблемы изучения ОНР у дошкольников
1.1 Определение общего недоразвития речи
1.2 Этиология общего недоразвития речи
1.3 Симптоматика общего недоразвития речи
1.4 Классификация общего недоразвития речи
1.5 Формирование активного и пассивного словаря в онтогенезе
1.6 Анализ методик коррекции активного и пассивного словаря у дошкольников с ОНР
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования. Характеристика детей
2.1 Цель, задачи, методы и организация исследования
2.2 Характеристика детей
Глава 3. Исследование нарушения лексики у дошкольников с ОНР
3.1 Научно-теоретическое обоснование методики констатирующего эксперимента
3.2 Методика констатирующего эксперимента
3.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента
Глава 4. Логопедическая работа по формированию лексики у дошкольников с ОНР
4.1 Научно-теоретическое обоснование методических рекомендаций
4.2 Методические рекомендации по формированию лексики у дошкольников с ОНР
Заключение
Список литературы
Введение В настоящее время проблема диагностики речевых нарушений чрезвычайно актуальна. Это связано с тем, что в последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с общим недоразвитием речи, они составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.
Повышение процента речевых нарушений является результатом таких неблагоприятных факторов, как загрязнение экологии, дестабилизация в социальной среде, рост процента родовых травм и послеродовых осложнений, увеличение количества заболеваний и различных патологий, влияющих на здоровье и психическое развитие ребенка (Ткаченко Т. А.) [38].
Кроме того, под влиянием улицы, запущенности со стороны взрослых, наплыву часто бессмысленной и безграмотной информации с телевидения и страниц новых журналов, у детей наблюдается бедность словарного запаса, аграмматичность речи, что в свою очередь негативно сказывается на обучении в школе. Отсюда огромная ответственность и важность работы педагогов, занимающихся выявлением детей группы риска развития такой речевой патологии, как ОНР (Белова-Давид Р. А.) [3].
Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями (Т.А. Ткаченко [38], Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина [44]), нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия (Ю.Ф. Гаркуша [8], Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова [15] и др.), существенно тормозится развитие игровой деятельности (Л.Г. Соловьева [34], Т.А. Ткаченкo [38] и др.), имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития.
общее недоразвитие речь словарь
С этой точки зрения, изучение словаря становится приоритетным направлением исследований в области детской речи. ............