КУРСОВАЯ РАБОТА
Особенности развития интеллектуальной одаренности детей старшего дошкольного возраста
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Теоретические исследование одаренности в психолого-педагогических трудах
1.1 Психолого-педагогические основы изучения понятия "одаренность"
1.2 Особенности интеллектуальной одаренности
1.3 Соотношение творческой и интеллектуальной одаренности
Выводы по главе I
Глава II. Психолого-педагогические рекомендации по развитию одаренности
2.1 Интеллектуальная одаренность и методы её диагностики
2.2 Система занятий по изобразительной деятельности для одаренных дошкольников
2.3 Методические рекомендации по развитию одаренности в области художественной деятельности
Выводы по главе II
Заключение
Библиографический список
Приложение
Введение
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
В современной психолого-педагогической литературе достаточно много статей, публикаций, затрагивающие тему одаренности не только взрослых, но и детей. В которых рассматриваются психологические проблемы, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время.
Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Поэтому педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и себя в частности. Для одаренных детей не существует стандартных требований (все как у всех), им сложно быть конформистами, особенно если существующие нормы и правила идут вразрез с их интересами и кажутся бессмысленными. Для них утверждение, что так принято, не является аргументом.
Психологическим изучением детской одаренности и разработкой психолого-педагогических вопросов обучения и воспитания незаурядных детей долгое время в нашей стране занимались очень мало. В соответствии с господствовавшей идеологией считалось, что не нужно выделять особо способных детей, что все равны, что у каждого ребенка можно "сформировать" любые нужные качества. Только в последние годы проблемы различий между детьми по одаренности "вышло из тени" и вызывает теперь большой интерес.
Главная сложность в понимании и оценке проявления, какой либо одаренности, способности в годы детства – переплетение в них возрастных и собственно индивидуальных свойств. Необычные проявления ребенка могут быть чем-то временным, связанным только с определенной порой жизни. Самая существенная задача – увидеть в признаках одаренности у детей и подростков то, что относится к свойствам возраста и является происходящим, и то более устойчивое, собственно индивидуальное, чему предстоит укорениться, развиться.
Педагогическая практика показывает, что главные задачи дошкольных образовательных учреждений по-прежнему ориентированы на "среднего дошкольника, на накопление знаний, умений, навыков шаблонов стереотипов".
Недостаточное внимание развитию творческого потенциала в конечном итоге приводит к духовному обнищанию общества, его культурному упадку.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. ............