Особенности развития
В 2 года
Память
Мышление
Двигательная активность.
Ведущий тип деятельности
Социальные навыки
Навыки самообслуживания
Сенситивный период
Физиологические показатели
Развивается память ребенка. Он уже не только узнает, но и вспоминает о предметах и явлениях, отсутствующих в настоящее время. Развивается наглядная, словесная память.
Развитие мышления в этом возрасте происходит в процессе его предметной деятельности и носит наглядно-действенный характер. Ребенок учится перемещать предметы в пространстве, действовать несколькими предметами по отношению друг к другу. Благодаря этому он знакомится со скрытыми свойствами предметной деятельности и учится действовать с предметами опосредованно, то есть с помощью других предметов или действий (например, стучать, вращать и т. д.).
Такая деятельность ребенка создает условия для перехода к понятийному, речевому мышлению. То есть в процессе выполнения действий с предметами и обозначения действий словами формируются мыслительные процессы: ребенок учится соотносить орудия с тем предметом, на которое направлено действие (лопаткой набирает песочек, снег, землю, ведром - воду).
Длительность бодрствования увеличивается до 4-5 часов. Очень подвижны, совершенствуется ходьба и другие моторные навыки. Действия с предметами приобретают большую ловкость, координацию.
Предметный вид деятельности.
Игра.
Социальные навыки приобретаются путем подражания ребенка взрослому.
Обогащается на втором году жизни характер игровой деятельности. Сначала, например, ребенок кормит, баюкает куклу, а затем осуществляется перенос этих действий на другие предметы: "кормит" не только куклу, но и собачку, и медвежонка.
Развивается подражательная игра. Ребенок начинает "читать" газету, "причесываться", "наряжаться" и т. д. В таких играх уже появляется и сюжет, состоящий из нескольких связанных между собой действий.
При некотором руководстве взрослых ребенок проявляет интерес к действиям других детей, эмоционально общается с ними.
Но по-прежнему велика потребность у ребенка в общении со взрослым. Его эмоциональное состояние, его активность, его развитие находятся в прямой зависимости от того, часто ли играют, разговаривают с ним взрослые.
При умывании ребенок подставляет руки под струю воды, при раздевании снимает колготки, снимает и надевает шапку.
Во время еды ребенок сам садится на стул, ест аккуратно, пользуется ложной, чашкой. Воспитывается любовь к порядку, ребенок складывает сам игрушки, свою одежду, помогает делать уборку в доме и т. д.
Время становления и быстрого совершенствования речевых функций (основы всего психического развития), то есть это сенситивный период для развития речи.
До полутора лет развивается функция понимания речи, а далее - до двух лет - идет увеличение словарного запаса и активной речи. Значительно обогащается в этот период жестовая речь, мимика. В непривычных условиях или с незнакомыми людьми ребенок этого возраста обычно молчит, ведет себя настороженно. ............