Этап и время
Предмет
Психологии, его содержание
Методы
исследования психологии
Основные достижения Донаучный, до 7-6 вв. до н.э. Представления о душе на основе мифов, легенд, сказаний, религиозных обычаев; Душа - без раскрытия ее конкретного содержания и функций Нет научных исследований психики. Общее представление об охранительной и активной роли души Философский, 7-6 вв. до н.э. - начало 19 века Античная психология Душа - источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения. Нет специальных методов исследования, используются методы других наук - философии, медицины, математики - при исследовании содержания и функций души Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности тела, способов регуляции поведения и пределов свободы человека Психология Средневековья Душа, исследование видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира Появление собственно психологического метода - интроспекции Развитие психофизических исследований и первых работ по психологии масс Психология Возрождения и Нового времени Дальнейшее развитие учения о душе, исследование видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира Интроспекция и частично логика - методы индукции, дедукции, анализа и т.д. Развитие рационалистического и сенсуалистического (эмпирического) подхода к психике, появление первых теорий эмоций и теории рефлекса, а также первой попытки ввести в предмет психологии бессознательное Ассоцианистическая психология, конец 18-начало 19в. - середина 19в. Предмет психологии - сознание, состоящее из ощущений, чувств, представлений, познавательные процессы, а также (в конце этого периода) поведение Интроспекция, логика, начало использования методов естественных наук, в частности метода проб и ошибок (при формировании поведения Появление первой психологической школы, новых подходов к предмету и методам психологии, концепции об адаптационной функции психики, развитие теории рефлекса, естественно - научного подхода к изучению психики, дальнейшее развитие концепций бессознательного Экспериментальная психология, середина 19 - начало 20в. Элементы психики, отождествляемой главным образом с сознанием, их связи и законы Экспериментальный метод, а также интроспекция и анализ результатов творческой деятельности как человека, так и народа в целом, появление первых тестов Появление экспериментальной психологии, первых теорий "психологии народов", новых данных о психических процессах (прежде всего памяти). Появление новых подходов к психологии, первых симптомов методологического кризиса Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы, 10-30-е годы 20в. Появление нескольких предметов психологии. Вначале - элементы психики (структурализм), функции психики, "поток сознания" (функционализм). Затем - глубинные структуры психики (глубинная психология), поведение (бихевиоризм), структуры психики (гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская психология) Психоанализ и проективные методы (глубинная психология), экспериментальное изучение процесса научения, формирование связи между стимулом и реакцией (бихевиоризм), экспериментальное исследование познавательных процессов и потребностей (гештальтпсихология), инструментальный метод (советская психология) Появление первых концепций личности, теории сознания, в том числе и измененного сознания, теорий научения и развивающего обучения, творческого мышления. ............