Особенности реализации различных стратегии взаимодействия в диадах «ребенок-мать»
Шведовская А.А., доцент кафедры «Возрастная психология»
Изучением особенностей семейного воспитания и разработкой критериев выделения различных типов воспитания занимались многие отечественные и зарубежные исследователи (Д. Браумрид, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, А.Я. Варга и др.). Одним из важнейших компонентов процесса воспитания в семье является деятельностная сторона детско-родительского взаимодействия. Реализация детско-родительского взаимодействия включает в себя активно-действенную позицию не только самого родителя, но и ребенка по отношению к родителю.
Активно-действенная позиция ребенка отражается в ориентирующем образе детско-родительских отношений у ребенка. Образ детско-родительских отношений у ребенка носит регулирующий, контролирующий, направляющий характер в построении тактики взаимодействия с родителями (О.А. Карабанова, 2002). В настоящее время представляется недостаточно изученной проблема формирования у ребенка образа детско-родительских отношений и соотнесения особенностей образа с реализацией реального взаимоотношения с родителями
Проведенное нами исследование[*] посвящено изучению особенностей структуры детско-родительского взаимодействия в дошкольном возрасте. С целью изучения реального взаимодействия проведена методика «Пробы на совместную деятельность» (Лидерс А.Г. 1994, Карабанова О.А. 2004) в 75 диадах «ребенок-мать» (150 респондентов). Исследование проводилось в шести детских дошкольных учреждениях г. Москвы. Возраст детей от 4.6 до 6.11 лет.
Параметрами анализа особенностей детско-родительских отношений в пробе на совместную деятельность для нас стали следующие показатели деятельностного и эмоционального компонентов диадического взаимодействия родителя и ребенка:
1. характер руководства деятельностью партнера;
2. особенности контроля и оценивания действий партнера;
3. особенности принятия руководства ведомым;
4. стремление партнеров к взаимодействию;
5. характер установления дистанции при взаимодействии;
6. степень эмоционального принятия-отвержения партнера по взаимодействию.
Использование кластерного анализа результатов пробы на совместную деятельность методом К-средних позволило выделить пять различных групп детско-родительских диад, различающихся по выделенным показателям взаимодействия. Распределение детско-родительских диад по группам. Сопоставление групп между собой с использованием U-критерий согласия Манна-Уитни показало, что выделенные группы значимо различаются по определенным переменным деятельностного и эмоционального компонентов взаимодействия (уровень значимости p<0,05). По критерию соотношения делового и эмоционального компонентов взаимодействия со стороны родителя и со стороны ребенка, нами была построена эмпирическая типология взаимодействия в родительско-детской диаде. Типология включает в себя следующие типы взаимодействия: конфликтный, гармоничный, дистантный и авторитарный, который в свою очередь делится на два типа, условно названные нами «Родитель — диктатор» и «Ребенок — диктатор». Дадим краткую характеристику каждого из выделенных типов.
1. «Конфликтный тип взаимодействия»
Особенности позиции партнеров по взаимодействию: родитель — авторитарный, доминирующий;ребенок — эгоцентричный, активный.
Характер диадического взаимодействия: несогласованность «МЫ».
Характеристика типа взаимодействия:
В конфликтной диаде наблюдается активная борьба за лидерство во взаимодействии, как со стороны родителя, так и со стороны ребенка. ............