СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. САМОСОЗНАНИЕ ЖЕНЩИНЫ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА НА ОПРЕДЕЛЕННОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ЭТАПЕ
1.1 Понятие самосознания личности
1.2 Обзор проблемы в историческом аспекте
1.3 Самосознание женщины как фактор обновления общественного строя
1.4 Социальная дискриминация женщин
1.5 Вклад А. Коллонтай в «женский вопрос»
1.6 Семья и работа в жизни женщины
1.7 Женщина и карьера
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЖЕНСКОЙ ЛИЧНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ АСПЕКТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Описание используемых методик при исследовании проблемы
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов
2.2.1 Интерпретация полученных данных по опроснику Т. Лири «Диагностика межличностных отношений»
2.2.2 Интерпретация полученных данных по методике исследования самоотношения (МИС) Р. С. Пантелеева
2.2.3 Интерпретация полученных результатов теста по И. Г. Леонову «Семья или карьера?»
2.3 Выводы по экспериментальной части исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
"Самовыражение в сочетании с уважительным отношением к окружающим является единственной и достаточной целью человеческой жизни".
Р. Бартон
О женщинах любят говорить все. О правах и интересах женщин, об особенностях их существования в истории - совсем немногие. Между тем, эта тема заслуживает обсуждения. И обсуждения серьезного, разностороннего. Она не только дает возможность глубже понять современных женщин, но и позволяет с этой точки зрения оценить способность того или иного общества к обновлению, модернизации - переходу от традиционного уклада к современному.
Изменение в общем положении женщины, отразившееся на всем ее духовном складе, есть одно из важнейших исторических явлений последнего времени. Экономические условия производства делают домашнюю работу женщины если не бесполезной, то в большинстве случаев несравненно менее выгодной, чем это было тогда, когда хозяйка дома собственноручно готовила холсты и сукна для всей семьи. Заводская труба победила домашний очаг. Волей-неволей женщины, молодые и старые, замужние и одинокие, должны предлагать свой труд на рынок.
Демократизация образования, являющаяся наряду с капиталистическим производством одной из особенностей столетия, захватила и женщин. В инертную, воспитанную в косности женскую душу, для которой преданность традициям и мужскому авторитету была не только привычкой, но и долгом, заронили, наконец, семя пытливого, критического мышления. Необходимость непосредственной борьбы за существование, которая всегда требует более вдумчивого отношения к жизни, и свойственная мыслящему человеку потребность в самоопределении заставили женщину пристальнее приглядеться и к собственному положению. Ведь новая женщина должна сама для себя найти и этические и эстетические основы.
Раньше главной ее добродетелью была покорность, пассивность, кротость, этим измерялась женская личность. Поэтому очень нелегко сквозь сложные лабиринты и предрассудков, и привычек, и пережитков, быть может, бывших когда-то полезными для той исключительно мужской культуры, в которой жило человечество, найти дорогу к созданию нового женского характера.
Между тем внутренний рост женского "я" требует нового сознания женственности. ............