Особенности состояния процесса самопознания у учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы 6 вида.
Выпускная квалификационная работа (диплом)
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования личности у учащихся специальной (коррекционной) школы 6 вида
1.1 Личность как объект изучения в психологии
1.2 Формирование личности в подростковом возрасте
1.3 Клинико - психолого - педагогическая характеристика учащихся специальной (коррекционной) школы 6 вида
1.4 Особенности состояния процесса самопознания у подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Глава 2. Изучение состояния процесса самопознания у учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы 6 вида
2.1 Организация и методы исследования, характеристика испытуемых
2.2 Описание методик экспериментального исследования
2.3 Анализ результатов исследования
Заключение
Библиографический список
Введение
Одной из основных задач, стоящих перед практической психологией, является решение проблемы психологической реабилитации детей, имеющих физические недостатки.
Физическая недостаточность накладывает значительный отпечаток на развитие личности больного ребёнка. Появляется неверие в собственные силы и возможности, вырабатывается заниженная самооценка.
По мнению Соколовой Е.Т. и Николаева В.В., образ «Я» как базовый компонент «Я» - концепции лежит в основе формирования самооценок и феномена самопринятия, изначально определяет субъективное восприятие внешних факторов и формы поведения личности. Иными словами, адекватно сформированный, зрелый образ «Я» представляется как один из главных факторов становления субъектности личности, которая ведёт к самореализации человека в жизнь.
Проблема образа «Я» применительно к аномальным детям становится ещё более актуальной. При нормальном психическом развитии ребёнка и благоприятных воспитательных воздействиях образ «Я» формируется стихийно. При аномальном психическом развитии ребёнка (интеллектуальных и личностных нарушениях) и зачастую неадекватных воспитательных и коррекционных воздействиях стихийное формирование полноценного образа «Я» затруднительно, а чаще всего, невозможно. Следовательно, проблематично становление субъектности.
Левченко И.Ю. в статье «Особенности психического развития больных ДЦП в детском и подростковом возрасте» отмечает, что выраженные двигательные расстройства способствуют формированию у детей острого чувства неполноценности, одиночества, дисгармоничных отношений со сверстниками. Изоляция от общества препятствует социальной адаптации, формированию активной жизненной позиции, устойчивой положительной самооценки, базового чувства доверия к миру, в связи с чем все люди воспринимаются как недоброжелательное окружение.
И.И. Мамайчук в статье «Принципы психологической коррекции детей, страдающих ДЦП» отмечает:
«Психологическая коррекция – это целесообразно организованная система психологического воздействия. Она направлена на повышение социальной активности больного ребёнка в соответствии с его психофизиологическими возможностями, на устранение его вторичных личностных реакций на дефект, на психическую и социальную депривацию».
Ориентация психокоррекционных воздействий, во-первых, должна быть направлена на структурно-уровневые характеристики интеллекта, речевое развитие, личностные структуры (коррекция самооценки, уровня самосознания), формирование эмоциональной устойчивости, саморегуляции.
Второе направление коррекции – формирование активной психосоциальной адаптации больного ребёнка в семье, в коллективе, в обществе.[22]
Второе направление коррекции – формирование активной психосоциальной адаптации больного ребёнка в семье, в коллективе, в обществе.[22]
В психолого-педагогической литературе недостаточно представлены факты изучения особенностей развития личности подростков с нарушениями опорно–двигательного аппарата, таким образом, цель данного исследования - дать характеристику особенностям состояния процесса самопознания у учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы 6 вида.
Данная цель может быть реализована через систему следующих задач:
1. ............