Тема:
Особенности византийского христианства
ПЛАН
Введение..................................................................................................... 3
1. Церковь в период правления Константина I........................................... 4
2. Особенности византийского христианства.......................................... 7
Список литературы............................................................................. 16
Введение
Христианская религия является самой крупной в современном мире – свыше 1 млрд. человек, из которых около 200 млн. принадлежит к православной религии. Последнюю иногда называют греко-православной, византийской, поскольку она сложилась и оформилась в восточной половине Римской империи, превратившейся в конце IV века в самостоятельное государство – Византию. В её состав вошли: большая часть Балканского полуострова, Малая Азия и другие области Ближнего Востока, Египет, часть Армении и Грузии, Северного Причерноморья.
В этот же период образуются основные, существующие и поныне, церкви восточно-христианского мира, исторически связанные с православной, тяготеющие к ней, хотя организационно нередко отдалённые от неё. Таковы, например, армяно-григорианская, монофизитская (Ближний Восток, Египет, Эфиопия), грузинская православная. Ортодоксальное византийское христианство закрепило свои позиции на Балканском полуострове – в средние века на территории Болгарии, Сербии и, наконец, было принято на Руси.
1. Церковь в период правления Константина I
К концу III - началу IVв. христианство вполне созрело для того, чтобы стать господствующей религией, и в социальном и в моральном плане соответствующей интересам имущих классов. Оно представляло собой широко распространённую идеологию, выходившую даже за пределы Римской империи.
Союз церкви и государства ведёт начало от Константина I (306-337гг), признавшего равноправие христианства с другими культами и склонявшегося к особой его поддержке, за что он был признан православной церковью “равноапостольным”. С именем данного императора христианская церковь связывает многое, что получило распространение в практике церкви и её отношениях с государством лишь в дальнейшем. То, что Константин формально стал “первым христианским императором”, не бесспорно. Он действительно склонялся к христианству, поддерживал его, в императорском окружении было немало христиан, император прислушивался к их мнению. Но укоренившаяся легенда о принятии им крещения на смертном одре вызывает сомнения. Ещё не умершая в историографии идея, что, создавая Константинополь, он одновременно стремился создать и новую “христианскую столицу”, в противовес языческому Риму не выдержала проверки.
Константин более всего был озабочен укреплением единства империи и дорожил многовековым авторитетом и сложившимся значением Рима как столицы единого государства. Он и его ближайшие преемники исходили из этой политической концепции, имевшей немаловажное значение и для истории церкви. Рим продолжал оставаться столицей, важнейшим символом единства империи. Основанный же в 324г. Константинополь мыслился не как новая столица империи, а только как личная императорская столица и одновременно главная военная ставка.
Но даже при том, что в “личной”столице могли в большей степени проявиться собственные симпатии императора, не обнаруживается никаких следов его стремления превратить Константинополь в христианскую столицу. ............