Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Чувашский государственный педагогический университет им И.Я.Яковлева»
Кафедра социальной психологии
Курсовая работа
на тему:
Особенности внимания у школьников 7-8 лет
Чебоксары 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ВОЗРАСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1 Сущность и содержание понятия внимание 1.2 Изучение основных свойств внимания младших школьников ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ИХ САМОКОНТРОЛЬ И УСПЕВАЕМОСТЬ 2.1 Диагностика методов исследования внимания младших школьников 2.2 Результаты уровня развития внимания младших школьников ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы заключается в том, что жалобы на недостаток внимания и усидчивости у школьников составляет 90% всех жалоб со стороны родителей и учителей. Проблемой нарушения внимания школьный психолог занимается больше всего, возможно, потому что симптомы нарушения внимания самые очевидные, а также потому, что существует большое количество методик для диагностики и, самое главное, коррекции подобных нарушений.
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения [7, 37]. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность.
Два раза в год в каждом классе начальной школы проводится фронтальное обследование внимания. Результаты анализируются и используются для предупреждения и коррекции трудностей в обучении. В процессе этих исследований становится очевидным необходимость превратить ученика из пассивного объекта диагностики в заинтересованного в результате участника, понимающего причины своих трудностей и готового к их преодолению.
Цель исследования – изучить влияние внимания младших школьников на их успеваемость и самоконтроль.
Объект исследования – группа школьников младшего возраста
Предмет исследования – особенности внимания у школьников 7-8 лет.
Гипотеза исследования состоит в том, что единственная функция, которую мы можем исследовать фронтально в динамике, — это внимание и поскольку внимание осуществляет функцию контроля деятельности, оно тесно связано с развитием самоконтроля и успеваемости школьников.
Исходя из гипотезы, сформированы следующие задачи:
1. Проанализировать сущность и содержание понятия внимания.
2. Изучить основные свойства внимания младших школьников.
3. Экспериментально изучить влияние развития внимания младших школьников на их успеваемость и самоконтроль.
4. Проанализировать и интерпретировать полученные экспериментальные данные.
Методы исследования: методика Бурдона - исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы.
База исследования – школа № 2 в городе Чебоксары.
ГЛАВА 1. ............