Факультет Психологии
Курсовая работа
Тема: Особенности внутриличностных конфликтов в процессе профессионального самоопределения у школьников
Москва
2009/2010 учебный год
Содержание
1. Введение
2. Проблематика понятия «профессиональное самоопределение»
2.1 Соотношение понятий «профессиональное определение» и «выбор профессии»
2.2 Проблематика понятия «профессиональное самоопределение» в разных психологических школах (гуманистическая, экзистенциальная психология и культурно-историческое направление)
2.3 Особенности профессионального самоопределения на разных этапах профессионального развития личности
2.4 Понятие субъекта профессионального самоопределения
2.5 Мотивы профессионального самоопределения
3. Проблематика понятия «кризис профессионального развития»
4. Проблематика понятия «внутриличностный конфликт»
4.1 История рассмотрения вопроса о внутриличностном конфликте
4.2 Рабочее определение понятия «внутриличностный конфликт»
4.3 Факторы возникновения и способы разрешения внутриличностных конфликтов в ситуации выбора профессии
5. Эмпирическое исследование особенностей внутриличностных конфликтов у школьников
5.1 Программа исследования
5.1.1 Методологический раздел
5.1.2 Процедура исследования
5.2 Описание результатов
5.3 Анализ результатов
5.4 Выводы
6. Заключение
7. Список литературы
8. Приложения
1. Введение
Выбор профессии – первая и основополагающая ступень глобального процесса профессионального самоопределения личности. А поскольку профессиональное самоопределение является центральным ядром личностного и социального самоопределения, мы можем сказать, что выбор профессии закладывает базу для всего дальнейшего развития личности.
Статистические данные показывают, что количество безработных, неконкурентоспособных молодых людей с каждым годом растет. Большое количество фактов самоубийств, личностных деструкций, связанных с неудовлетворенностью выбранной профессией, еще раз подтверждает необходимость формирования новых методик, проведения исследований, направленных на профессиональную помощь школьникам старших классов. Проблема также состоит в том, что в настоящее время профориентационная работа основывается на диагностике способностей и склонностей оптантов, но методы выявления и прогнозирования внутриличностных конфликтов, столь же необходимые для помощи в комфортном прохождении стадии выбора профессии, совершенно не разработаны. Правильный выбор профессии – залог самореализации личности, формирования ее социальной идентичности, легкого прохождения всех кризисов профессионального развития, именно поэтому так важно диагностировать личностный конфликт и облегчить его разрешение.
На основе всего вышесказанного мы можем сформулировать проблему исследования: выявление особенностей формирования, протекания и разрешения внутриличностных конфликтов в процессе профессионального самоопределения у школьников.
Объект исследования: профессиональное самоопределение учащихся старших классов
Предмет исследования: особенности внутриличностных конфликтов в процессе профессионального самоопределения у школьников (учащихся старших классов)
Характеристики выборки: Выборка состоит из 32 школьников с 9 по 11 класс, средний возраст которых составляет 16 лет (разброс от 14 до 18). ............