Часть полного текста документа:БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА "СТРАШНОГО" РАССКАЗА А.Г. БИРСА Дипломная работа студентки V курса филологического факультета дневного отделения Лебединцевой Марии Владимировны К защите допущена. Заведующий кафедрой зарубежной литературы и художественной культуры БашГУ, доктор филологических наук, профессор Федоров А.А. Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Морозкина Е.А. " ... "........................2000 года " ... ".....................2000 года Уфа - 2000 Содержание Введение 3 Формирование жанра "страшного" рассказа 7 Особенность традиции 7 Амброз Бирс и американский фольклор 30 Роль двойной концовки в композиции новелл Амброза Бирса 45 Общность художественных приемов в "страшных" и сатирических рассказах Амброза Бирса 51 Заключение 67 Список литературы 70 Приложение. Список рассмотренных произведений Амброза Бирса 74 Введение Амброз Грегори Бирс (Ambrose Gregory Bierce, 1842-1913) - известный американский писатель, творивший на рубеже веков. Новеллистика его отличается тематическим разнообразием: здесь и произведения, написанные в традиции "страшных" рассказов Эдгара По, и сатирические зарисовки в духе Марка Твена, и новеллы, посвященные горькому уделу простого человека в Америке конца XIX века. Амброз Бирс - "человек, сам себя сделавший", "self made man", как говорят американцы. Он переменил множество профессий, потом поступил в военную школу в Кентукки и всегда очень много читал. После Гражданской войны он начинает писать стихи, рассказы, очерки, статьи; становится корреспондентом газеты "Ньюз Леттер", колумнистом и тридцать лет подряд сотрудничает в разных газетах и журналах; на несколько лет уезжает в Англию, где тоже успешно работает в прессе. По возвращении Бирс становится одним из организаторов Клуба богемы, а в 1887 году - фактическим редактором "Сан-Франциско Экземинер". Бирс - один из самых ярких, примечательных людей своего времени, но как писатель при жизни был почти неизвестен. В отличие от Брет Гарта, Джека Лондона и других, его дебютный рассказ ("Долина призраков"), как и первый сборник "Самородки и пыль" (1872), остался без внимания. К его книгам критика и читатели начали обращаться лишь в двадцатые годы XX века. Лучшее из созданного им востребовано - те самые рассказы, которые отвергались современниками, пылились в ящиках письменных столов издателей. Первый сборник рассказов Бирса в нашей стране вышел в 1926 году ("Настоящее чудовище"), в 1928 году в "Вестнике иностранной литературы" публиковались афоризмы из "Словаря Сатаны". В 1938 году вышел второй, гораздо более полный сборник. С тех пор его рассказы выходили достаточно регулярно. Исследование творчества Амброза Бирса представлено в отечественном литературоведении общими обзорами его творчества в работах Анисимова И., Елистратовой А., Кашкина И., Николюкина А., диссертацией на соискание ученой степени кандидата филологических наук Танасейчук А.Б. (1989); творчеству Бирса посвящены главы в трудах зарубежных критиков В.В. Брукса, Р. Спиллера, В.Л. Паррингтона. Цель дипломной работы - проследить развитие жанра психологической новеллы в творчестве Бирса, а именно, его "страшных" рассказов и выявить индивидуальные особенности художественного метода Бирса. ............ |