Часть полного текста документа: ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. СОДЕРЖАНИЕ. Введение. Описание результатов исследования Заключение Приложение 1. Обобщённый личностный профиль старшеклассника школы № 9 Приложение 2. Образец характеристики, подготовленной для проведения психологического консультирования (личностные и темпераментальные особенности ученика старших классов) Список литературы ВВЕДЕНИЕ. Психология личности - одна из важных , обширных и особо спорных тем в психологии. Интерес к ней неиссякаем тем более сейчас, когда проблема личности в общественном развитии так возросла. На данный момент существует множество теорий личности. Так, например, Л.Хьелл и Д. Зиглер в своей книге "Теории личности" описывают более десятка из существующих в зарубежной психологии. Зигмунд Фрейд выдвинул психодинамическую теорию личности, основная мысль которой состоит в том, что люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в неосознаваемых сексуальных и агрессивных побуждениях. Психодинамическая теория отводит главную роль сложному взаимодействию между инстинктами, мотивами и влечениями, которые конкурируют между собой за главенство в регуляции поведения человека. З.Фрейд для более точного и простого описания личности вводит в анатомию личности три основные структуры: ид, эго и суперэго. Такое деление известно, как структурная модель психической жизни. Ид (оно) означает инстинктивные и врождённые аспекты личности. Эго (Я) - это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Суперэго (сверх-Я) - морально-этическая сила личности. После Фрейда изучением эго занимался выдающийся психолог Эрик Эриксон. Он считал, что развитие личности происходит на протяжении всей жизни человека. Его анализ социализации можно представить с помощью описания отличительных особенностей восьми стадий психосоциального развития. 1. Младенчество: базальное доверие - недоверие. 2. Раннее детство: автономия - стыд и сомнение. 3. Возраст игры: инициативность - вина. 4. Школьный возраст: трудолюбие - неполноценность. 5. Юность: эго-идентичность - ролевое смешение. 6. Ранняя зрелость: интимность - изоляция. 7. Средняя зрелость: продуктивность - инертность. 8. Поздняя зрелость: эго-интеграция - отчаяние. Другой известный психолог Реймонд Кеттел в исследовании личности имеет одну ведущую цель: раскрыть (с помощью метода факторного анализа) основные черты личности. Он полагает, что личностные черты составляют ядро структуры личности, и они ответственны за то, что будет делать человек в данной обстановке. По определению Кеттела, личность - это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Кеттел считает, что черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определённым образом в разных ситуациях и в разное время. Они отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики. Кеттел на основании результатов исследований относит личностные черты к 16 основным категориям (факторам). В отличие от Кеттела, Г.Айзенк был убеждён, что для объяснения большей части поведенческих проявлений человека необходимо не более трёх типов. ............ |