Часть полного текста документа: ОТ ДЖАСТИФИКАЦИОНИЗМА ДО ЛАКАТОСА СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ОТ ДЖАСТИФИКАЦИОНИЗМА ДО ЛАКАТОСА Догматический фальсификационизм Методологический фальсификационизм Утонченный фальсификационизм Методология исследовательских программ Лакатоса ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ В конце прошлого и начале нашего веков произошел существенный перелом в науке, в самой сильнойстепени в физике, за которым последовало изменение мировоззрения в обществе. Не миновало это и философию. На смену теории Ньютона и механистическомупредставлению мира приходит теория относительности Эйнштейна, физика начинает проникать в строение ядра, появляется квантовая теория. После крахамеханистической теории (вернее определили рамки, в которых эта теория верна с большой точностью) встал вопрос об истинности той или иной теории, о процессеразвития науки и знания вообще. На этой волне появилась философия науки и такие ее направления в философии как неопозитивизм, а за ним постпозитивизм с такима8яркими представителями как Карл Поппер, его ученик Имре Лакатос (правильнее Лакатош) и их противник Томас Кун. На анализе их взглядов я и остановаbюсь вмоем реферате (эти взгляды практически будут совпадать с взглядама8 Лакатоса). ОТ ДЖАСТИФИКАЦИОНИЗМА ДО ЛАКАТОСА На протяжении столетий знанием считалось то, что доказательно обоснаeвано силойинтеллекта или показаниями чувств. Мудрость и непорочность ума требовали воздержания от высказываний, не имеющих доказательного обоснования. Но способныли интеллект или чувства доказательно обосновывать знание? Скептики сомневались в этом еще две с лишним тысячи летназад. Однако скепсис был задавлен ньютоновской физикой. Казалось чтаe это "предельное знание". Эйнштейн опять все перевернул вверх дном. Теперь очень немногие верят,что знание может быть доказательно обоснованным. Первоначальный замысел Поппера возник как результат продумывания с 'ebедствий, вытекающих из крушения самой подкрепленной научной теории всех времен: механики и теории тяготения Ньютона. Поппер пришел к выводу, что доблестьума заключается не в том, чтобы быть осторожным и избегать ошибок, а в том, чтобы бескомпромиссно устранять их. Быть смелым, выда2игая гипотезы, ибеспощадным, опровергая их - это девиз Поппера. Вера - свойственная человеку по природе и потому простительная слабость, ее нужно а4ержать под контролемкритики; но предвзятость, считает Поппер, есть тягчайшее преступление интеллекта. Иначе рассуждает Кун. Как и Поппер, он отказывается видеть в росте наур7ного знаниякумуляцию вечных истин. Он также извлек важнейший урок из свержения ньютоновской физики (кто его не извлек). Для него главная проблема - научнаяреволюция. Но если, согласно Попперу, наука - это процесс "перманентной революции", а ее движущей силой является р0ациональная критика, то, по Куну,революция есть исключительное событие, выходящее за рамки науки. В периоды "нормальной науки" критикапревращается в нечто вроде анафеманствования. Поэтому, полагает Кун, прогресс, возможный только в "нормальной науке", наступает тогда, когда от критики переходят кпредвзятости. Требование отбрасывать, элиминировать "опровергнутую" теорию он называет "наивным фальсификационизмом". Только в сравнительно редкие периоды "кризисов" позволительно критиковатьгосподствующую теорию и предлагать новую. С точки зрения Поппера, изменение научного знания рационально или, по крайнеймере, может быть рационально реконструировано. ............ |