Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Детско-юношеская спортивная школа
Реферат на тему:
«ОТБОР И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВНОСТИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ»
Лермонтов 2010
Организационные основы системы отбора в ориентировании
Значение отбора как важного фактора роста спортивных достижений на всех этапах спортивной подготовки общепризнанно. Система отбора и ориентации является сложным социальным механизмом, который работает не только для спорта, но и тесным образом связан с другими сферами деятельности. Поиск новых форм отбора юных спортсменов и определение информативных тестов, используемых при этом - вот те задачи, которые ставят перед собой тренеры и ученые.
Практика спортивной деятельности показывает, что основа высоких результатов закладывается в детском и юношеском спорте. Поэтому с целью эффективной и качественной подготовки резервов большого спорта необходимо дальнейшее совершенствование системы отбора и ориентации детей и подростков.
У специалистов нет единого мнения по средствам и методам оценки перспективности спортсменов, однако при отборе в первую очередь необходимо определить уровень развития наиболее консервативных качеств и способностей. К ним можно отнести быстроту, координационные способности, оперативное мышление, предвидение ситуаций, а также отношение к учебно-тренировочному процессу, стремление к достижению высоких спортивных результатов и спортивное мастерство.
Спортивный отбор - это система организационно-методических мероприятий, включающих педагогические, психические, социологические и медико-биологические методы исследования, на основании которых выявляются способности детей, подростков и юношей для специализации в определенном виде спорта или группе видов спорта. Начальный отбор детей в спортивные школы можно осуществлять в двух формах - в форме отсева и в форме выбора.
Отсев - это отбор из числа лиц желающих заниматься определенным видом спорта.
Выбор - это отбор, проводящийся тренером на уроках физической культуры или соревнованиях кандидатов, не знающих, что их оценивают.
На первом этапе отбора необходимо определить моторно-одаренных детей. Они проявляют повышенный интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики, отличаются развитым чувством равновесия, прекрасно владеют своим телом при маневрировании в движениях, играх, обладают высоким уровнем развития двигательных качеств.
Специализированный отбор должен проводиться не ранее, чем в середине, но и не позднее чем в конце второго года учебно-тренировочных занятий. За это время можно достаточно точно определить способности и обеспечить значительную функциональную подготовленность детей.
Возрастные проблемы спортивной деятельности и отбора являются одними из самых популярных и дискуссионных. Успешные выступления молодых спортсменов в ряде видов спорта способствовали появлению мнения об омоложении спорта. Говоря об этом, обычно подразумевают снижение возраста, в котором приступают к тренировке в конкретном виде спорта.
Возраст начала занятий избранным видом спорта является важной константой спортивного совершенствования. ............