Часть полного текста документа:Оценка аудиторских рисков при формировании бухгалтерской отчетности В.Ф. Массарыгина, зам. генерального директора по аудиту ООО "Бейкер Тилли Русаудит" Изучение процесса ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности в целях последующей оценки рисков является одной из важнейших составляющих планирования аудита. Согласно требованиям п. 21 Правила (стандарта) аудиторской деятельности (ПСАД) № 8 "Оценка рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом" аудитору необходимо понимание процесса ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности от момента инициирования важных операций до момента их включения в финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Законодательными и нормативными актами Российской Федерации определены основные требования к бухгалтерской отчетности и содержащейся в ней информации в целях защиты интересов пользователей этой информации. При этом чрезвычайно важным для понимания является то обстоятельство, что с позиции пользователя достоверность бухгалтерской отчетности определяется не столько ее соответствием нормативным актам по бухгалтерскому учету, как это предусматривается п. 6 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", сколько адекватным отражением в ней реальных результатов и состояния деятельности организации (ст. 1 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", ст. 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете"). Анализ достоверности отражения состояния и результатов деятельности организации представляет собой наиболее глубокий срез изучения и оценки состояния учета и отчетности организации и предполагает исследование соответствия данных учета не только предъявляемым к ним допущениям и требованиям, но и реальному состоянию и показателям деятельности организации. Именно этот срез достаточно часто выпадает из поля зрения главного бухгалтера вследствие ошибочного представления о том, что оперативный производственный учет не имеет отношения к учету бухгалтерскому. Сосредоточиваясь на вопросах оформления и принятия к учету первичных учетных документов, формирования учетных регистров и включения их данных в финансовую (бухгалтерскую) отчетность, бухгалтерская служба нередко упускает контроль за формированием самого первичного документа, что может приводить к искажениям целого ряда показателей отчетности организации. Проиллюстрируем данный тезис на конкретном примере. Пример 1. ОАО "АБ" заключило с контрагентом два договора ответственного хранения и два договора поставки (соответственно сырья и готовой продукции). По условиям договоров право собственности на сырье переходит к ОАО "АБ" в момент передачи сырья с ответственного хранения в производство, а на готовую продукцию (к контрагенту) - в момент ее передачи на ответственное хранение на склад ОАО "АБ". Учет и калькулирование себестоимости полуфабрикатов и готовой продукции в ОАО "АБ" строятся на данных технических отчетов цехов об объемах их выпуска. Составляемые цехами первичные документы (формы № М-8, М-11, накладные на внутреннее перемещение) соответствуют данным технических отчетов и формируют данные оборотных ведомостей движения материалов, готовой продукции, других регистров и отчетности. ............ |