1. Понятие качества, показатель качества, группы показателей качества
В квалиметрии применяется ряд специфических терминов, требующих однозначного толкования.
Традиционно в нашей стране существовало два подхода к определению понятия "качество". Первый такой подход был отражен в первых терминологических стандартах – ГОСТ 150467-70 "Качество продукции. Термины" и ГОСТ 15467-79 "Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения":
"Качество продукции – совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением".
Второй подход отражен в следующем определении:
"Качество продукции означает степень соответствия свойств продукции комплексу и уровню тре6ований, установленных стандартами, техническими условиями или образцами(эталонами), а в случаи отсутствия нормативно – технических документов или при согласовании более высоких либо детализированных по сравнению с ними требований - поставки"[1].
С этим определением совпадает по существу определение, данное в международном документе ИСО/ОПМС 9000 : 2000 "Системы менеджмента и качества. Основные положения и словарь ":
"Качество: степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям" (формулировка по ГОСТ Р ИСО 9000 – 2001, представляющему аутентичный текст упомянутого международного стандарта).
Последние два определения являются определениями качества как правовой категории. Понятие качества как правовой категории необходимо для регулирования отношений сторон при купле – продажи товаров.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что приведенные понятия качества продукции дополняют одно другое.
Качество характеризуется показателями:
Показатель качества продукции - количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих её качество.
Единичный показатель качества - показатель качества, относящийся только к одному из свойств объекта.
При любом измерении нужен эталон сравнения (метр, килограмм и т.д.)
Для этого в квалиметрии:
Базовый показатель качества - показатель качества объекта, принятый за эталон при сравнительных оценках качества.
Базовые показатели так же могут быть единичными и комплексными.
Относительный показатель качества - отношение показателя качества оцениваемого объекта к базовому показателю качества, выраженное в относительных единицах.
Комплексный показатель качества - показатель качества продукции, характеризующий несколько ее свойств. Комплексный показатель качества позволяет в целом дать характеристику качеству продукции.
В зависимости от характеризуемых свойств можно выделить несколько групп показателей качества.
1.Показатели технического эффекта (назначения) – показатели, характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обуславливают область ее применения.
В эту группу входят:
а) классификационные показатели, устанавливающие принадлежность изделий к классификационной группировке (классы автомобилей, точности приборов и т.д.);
б) функциональные (эксплуатационные), характеризующие полезный результат от эксплуатации изделий (быстродействие компьютера, производительность стана, точность измерительного прибора и т.д.);
в) конструктивные, дающие точное представление об основных проектно-конструкторских решениях изделий (двигатели дизельные, бензиновые, электрические и т.д.);
г) показатели состава и структуры, определяющие содержание в продукции химических элементов, их соединений (процентное содержание серы и золы в коксе и т.д.). ............