Оценка конкурентоспособности организаций ЖКХ Омской области
Верлов Лев Анатольевич, соискатель Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии
Для того чтобы практически оценить конкурентоспособность организаций ЖКХ, необходимо собрать разнообразную информацию об имеющихся предприятиях, производящих аналогичные услуги. При этом вначале следует учитывать максимально возможное количество имеющихся и потенциальных конкурентов, а затем сосредоточить внимание на основных. Если конкуренция очень высока, то типичной ошибкой можно считать попытку внедриться на перенасыщенный рынок.
При использовании матричного подхода составляется матрица показателей по ряду конкурирующих организаций ЖКХ [1]:
Таблица 1.Основные показатели работы организаций ЖКХ Омской области
Показатели Организации ЖКХ Черлакское МУП «Теплокоммунэнерго» Муромцевское МУП «Водоканал» ООО «ЖКХ Сервис» ООО «Коммунальник 8» 1.Объем реализации услуг, тыс. руб. 91002 43002 9102 54002 2.Убыток, тыс. руб. 9102 5592 1822 7562 3.Имидж*, % 50 60 30 40 4. Качество услуг** 0,9 0,8 0,9 1 7.Собственный капитал, тыс. руб. 80002 58002 4802 60002 8.Заёмный капитал, тыс. руб. 100002 46002 5302 49002 9.Оборотные средства, тыс. руб. 50002 31002 3152 38502 10.Краткосрочные обязательства, тыс. руб. 49002 29002 3152 26002 11.Рентабельность услуг, %
*- показатели имиджа или рейтинга приведены в процентах; при этом делаются допущения, что рейтинг известных организаций ЖКХ применяется за 100% до 0 (никому не известная или новая организация ЖКХа).
** - показатели качества приводятся, относительно единицы: наилучшие показатели принимается за единицу (или за 100%), более низкие показатели берутся по отношению к 1.
Рис 1. Показатели объема выполненных услуг Омскими ЖКХ
Объем продаж услуг является показателем, с помощью которого может быть определена доля организаций ЖКХ на рынке (доля может быть рассчитана через натуральные и стоимостные показатели).
Имидж (рейтинг) характеризует сложившееся общественное мнение о организаций ЖКХ и ее услуг.
Цена услуги является важнейшим фактором конкурентоспособности как услуг, так и организаций ЖКХ в целом. При оценке конкурентоспособности чем ниже цена (при прочих равных условиях), тем больше объем продаж может осуществить организация ЖКХ.
Качество характеризует конкурентоспособность услуг. Его оценка может быть комплексной (по целому ряду локальных критериев) и достаточно сложной. В наиболее полном виде качество оценивается отдельно. В то же время организации ЖКХ, имеющая большие объемы продаж услуг, высокий рейтинг, но уступающая в качестве услуг, со временем безусловно утрачивает свои конкурентные преимущества[2].
Любая организация ЖКХ, как и ее услуги, имеют разные этапы жизненного цикла на некоторых из них, в частности на стадии роста и зрелости, особо важным становятся финансовые аспекты конкурентоспособности. Эти аспекты могут быть раскрыты в целой системе финансовых показателей и критерий. Так, для развития организаций ЖКХ могут потребоваться дополнительные инвестиционные ресурсы. ............