Часть полного текста документа:Оценка величины упущенного дохода студента за время обучения в ВУЗе Н.Я. Гарафутдинова, Комитет по делам науки и высшей школы Администрации Омской области Необходимость включения в величину полных затрат на подготовку специалиста с высшим образованием затрат самого обучаемого обусловлена тем, что студент, находясь в трудоспособном возрасте, не может полноценно использовать рабочую силу на рынке труда. Тем самым он лишается значительной части доходов в виде заработной платы за свой труд. Сложность в вычислении величины упущенного дохода студента за время обучения в вузе во многом вызвана повышением уровня его квалификации в процессе обучения, а, значит, необходимостью использования специальных приемов оценки эквивалентности труда различной сложности. В экономической литературе, например [1,2] и др., признается, что объектом исследования при редукции сложного труда к простому должны быть рабочая сила как способность к качественно определенному виду труда и все влияющие на нее факторы, и непосредственно сам процесс труда. Практически это приводит к созданию методик определения коэффициентов редукции, основанных на определении: полных затрат на воспроизводство рабочей силы с учетом влияния их на производительность труда (П.С. Мстиславский); прямых затрат на воспроизводство рабочей силы с учетом влияния их на производительность труда (К.И. Куровский); полных трудовых затрат на подготовку рабочей силы (И.А. Машинский). Очевидно, что применение такого рода методик при вычислении упущенного дохода студента невозможно из-за трудности определения или высокой степени условности задания большинства используемых параметров. Например, нормирование по "среднему общественному труду" подразумевает использование в дальнейших расчетах средней по стране заработной платы, достоверно определить величину которой в современных экономических условиях практически невозможно. Для рассматриваемого случая целесообразно использовать безразмерный параметр L-показатель сложности труда, показывающий соотношение производительностей сложного Qсл и простого Qпр труда, выраженных в сопоставимой, например денежной, форме: (1) Тогда удельный (за 1 час) доход р работника будет выражен зависимостью: (2) где Sпр - почасовая ставка оплаты простого труда, руб./ч. Выражение (2) позволяет получить формулу для вычисления упущенного дохода студента (3) где P - упущенная заработная плата студента за время обучения в вузе, руб.; j = (1,2, ...,m) - порядковый номер периода, соответствующего одному значению показателя сложности труда L; m - количество периодов обучения, соответствующих различным значениям показателя сложности труда Lj; Tw j - время, затраченное студентом на обучение в неделю в j-й период обучения, ч.; We j - количество учебных недель в j-й период обучения. Выбор величины почасовой ставки оплаты простого труда Sпр может производиться, исходя из анализа фактической оплаты труда в различных отраслях экономики, включая бюджетную сферу, изучения системы вознаграждения за труд в сфере малого и среднего бизнеса и т.д. Для упрощенных расчетов целесообразно использовать систему тарифных сеток, состоящих из определенного числа тарифных разрядов и соответствующих им тарифных ставок. ............ |