Часть полного текста документа:Отцы и пастыри пастор Дмитрий Зенченко Никто не может обязать воспитанного человека быть христианином. Но для христианина важно быть воспитанным человеком - ведь по нашему поведению посторонние люди судят об искренности нашей веры и тех порядках, которые приняты в церкви. Многим людям незнание основ церковного этикета[1] препятствует даже войти в храм. Задача любого христианина - объяснить, как нужно вести себя в церкви и в повседневной жизни. Один из первых вопросов, естественно возникающих при личном общении - как следует обращаться к пастору? Слово "пастор" происходит от лат. pastor, ("пастух") и в церковном контексте означает поставленного церковью служителя Слова и Таинств. Пастор является пастырем малого стада овец Христовых, то есть общины верующих. В Ветхом Завете Сам Бог предстает в образе Пастыря[2]. В Евангелии от Иоанна Христос называет Себя "Добрым Пастырем"[3]. Обращаясь к апостолу Петру, Он говорит: "паси овец Моих"[4]. Сам же ап. Петр пишет: "Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас..."[5]. Таким образом, слово "пастор" (пастырь) сделалось титулом пресвитера или священника. При Реформации Западной Церкви Евангелическо-лютеранская Церковь унаследовала это название. Обращение "отец" в раннем лютеранстве использовалось значительно чаще, чем сегодня. Это обращение начало выходить из употребления во времена пиетизма (17-18 вв.). Многим фанатически настроенным лютеранам тогда казалось, что обращение "отец" выглядит слишком "по-католически". К тому же, такое обращение считалось менее "теплым", чем "пастор". Но обращение "отец", как и обращение "пастор", имеет библейское происхождение. Например, ап. Павел так говорит о духовном отцовстве: "Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу. Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына..."[6]. Ап. Иоанн также часто обращается к верующим "дети мои"[7]. Это означает, что, хотя в Евангелии от Матфея мы читаем следующее повеление Господа: "А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос"[8], эти слова нельзя понимать буквально. Использование слова "отец" оправдано совершенно так же, как и употребление слова "учитель", и слова "наставник". Апостолы, говоря об отцовстве, не лишали Бога Его собственного отцовства. Рассуждая об отцах и детях, они говорили о земном духовном отцовстве, а не о небесном. Небесное же отцовство принадлежит только Богу, о чем и говорит Христос в Евангелии. Мартин Лютер в своем Большом Катехизисе относит понятие "отцовство" ко всякой власти, в том числе и в церкви. "Существуют еще и духовные отцы, - пишет он, - ...Только те называются духовными отцами, кто правят и руководят нами посредством Слова Божьего... Итак, являясь отцами, они имеют право на почитание даже более других. Однако [на самом деле] они получают его менее всех. Ибо мир "почитает" их тем, что изгоняет из страны и жалеет для них куска хлеба, и, короче говоря, они (как говорит Св. ............ |