Министерство образования Российской Федерации
Московский Государственный Индустриальный Университет
Сергиевопосадский филиал
(СПФ МГИУ)
РЕФЕРАТ
По предмету «Налоговое право России»
«Ответственность за нарушения налогового законодательства»
Выполнил: Ермилов Ю.А., гр. 8722
Сдано «____»__________________ 2002 года.
Научный руководитель: ст.преп. Никишина О.А.
Проверено «____»______________ 2002 года.
СЕРГИЕВ ПОСАД
2001
ВВЕДЕНИЕ.
Уплата налогов – одна из важнейших экономических обязанностей каждого гражданина. Конституция РФ, в своей 57 статье, прямо говорит о том, что каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы. Именно из этой обобщающей нормы мы вполне можем сделать вывод о том, что граждане обязаны выполнять законные и обоснованные требования органов государства, ответственных за взимание налогов. И именно отсюда следует ответственность, которая наступает для нарушителей норм налогового законодательства.
Ответственность за нарушения налогового права предусмотрена двумя основополагающими документами – Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 16 – «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение») и Кодексом об административных правонарушениях РФ (глава 15 – «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг»). Данное регулирование двумя различными по своей сути документами вполне оправдано: первый кодекс предусматривает ответственность налогоплательщиков (то есть – самих организаций, учреждений, предприятия), в то время как второй устанавливает пределы и размеры ответственности непосредственно должностных лиц проштрафившихся юридических лиц. И еще одна важная особенность общего характера – ПБОЮЛ несут ответственность по указанным правонарушениям лишь В РАМКАХ ДЕЙСТВУЮЩЕГО НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА – нормы административной ответственности к ним в этом случае не применяются.
Что характерно, некоторые нормы указанных документов в части квалификации наказуемых деяний и ответственности за их совершение – полностью повторяют друг друга. Таким образом создается некая юридическая двойственность, которая, впрочем, все же носит исключительный характер. Итак, разберем указанные в законодательстве нарушения.
1. НАРУШЕНИЕ СРОКА ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ (ст.15.3 КоАП РФ, ст.116 НК РФ) И УКЛОНЕНИЕ ОТ ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ (ст.117 НК РФ).
Срок подачи заявления о постановке на учет налогоплательщика в налоговом органе составляет 10 дней (с момента государственной регистрации юридического лица или ПБОЮЛ) и установлен статьей 83 Налогового кодекса РФ. Исчисление срока проводится со дня, следующего за днем внесения вновь созданного юридического лица в Единый реестр. Нарушение срока (т.е. – подача указанного заявления после истечения предусмотренного срока) влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, а сам налогоплательщик (юридическое лицо) подвергается штрафу в размере пяти тысяч рублей.
При просрочке более чем на 90 дней – налогоплательщик штрафуется на сумму в десять тысяч рублей.
Если при этом налогоплательщик еще и осуществлял деятельность, предусмотренную в уставных целях своего создания, то это влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
К указанным и разобранным правонарушениям очень тесно прилегает и уклонение от постановки на учет в налоговом органе. ............