Часть полного текста документа:П. П. Свиньин и его Русский музеум Архимандрит Корнилова А. В. В первой половине ХIХ века Санкт-Петербург по праву считался столицей русской художественной жизни. Однако, обладая собраниями Эрмитажа, Академии художеств, а также частными коллекциями, хранящимися во дворцах старой родовой знати, он все же не имел ни одного общедоступного музея, посещение которого не было бы сопряжено для рядового человека с определенными трудностями. В Эрмитаж, помещавшийся в здании императорского дворца, можно было проникнуть лишь по специальному разрешению. Получить его даже художникам было совсем не просто, не говоря уже о любителях. Кроме того, Эрмитаж представлял, в основном, собрание шедевров западноевропейского, а не русского искусства. Счастливым исключением являлись два зала "Русской школы", где можно было видеть полотна А.Г. Венецианова "Гумно" и "Утро помещицы", а также картины К. Брюллова и других академических живописцев. Однако этого было недостаточно, чтобы у зрителя составилось сколько-нибудь ясное представление о русском искусстве и его мастерах. Недаром, через несколько лет после смерти Венецианова на вопрос о том, что это за художник, многие вообще не могли сказать ничего вразумительного, а на просьбу назвать его произведения отвечали, что "кажется, это был портретист..." (1). В то время даже образованный человек мало знал своих отечественных мастеров. И подобная неосведомленность неудивительна. Кроме Эрмитажа лишь залы Академии художеств, где работали и выставляли свои произведения современные скульпторы и живописцы, могли, казалось бы, познакомить зрителей с русским искусством; но попасть в музей Академии было не легче, чем в Эрмитаж. Даже воспитанникам ее затруднительно было проникнуть в постоянную экспозицию. Бдительный хранитель музея, академик архитектуры К.А. Ухтомский, ревностно относился к вверенным ему сокровищам и вечно ворчал на академистов, чья грубая обувь портила наборный паркет. Заглядывая в дверную щель, воспитанники видели лишь пустые полутемные залы с опущенными шторами, сквозь которые проникал слабый свет. Лишь изредка солнечный луч скользил по поверхности картин в массивных рамах и золотил тонкий слой пыли на блестящем паркете. Двери академического музея распахивались лишь раз в три года для публичных выставок. Еще сложнее обстояло дело с посещением частных собраний, хранящихся в особняках Петербурга. Редким исключением была Картинная галерея президента Академии художеств графа А.С. Строганова, которая, хотя и по специальному разрешению владельца, но все же была открыта для обозрения, начиная с 1763 года. Она размещалась во дворце на углу Невского проспекта и набережной Мойки (ныне, Невский пр.,17) в помещении специально построенном для этого архитектором А.Н. Воронихиным. Здесь было представлено замечательное собрание западноевропейской живописи, не уступавшее Эрмитажному. В залах дворца можно было увидеть произведения Рафаэля, Корреджо, Пуссена. В 1800 г. Строганов напечатал каталог своей галереи, который представлял собой экскурс в историю европейской живописи ХYI - ХYIII вв., а в 1807г. издал гравированый альбом с воспроизведениями лучших картин. Недаром воспитанники Академии художеств постоянно работали в стенах дворца, копируя шедевры старых мастеров. ............ |