Часть полного текста документа:Памятник Н. В. Гоголю на Никитском бульваре в Москве. Юрий Пелевин Андреев, Николай Андреевич. 1904-1909 В 1909 году по народной подписке был установлен на Пречистенском (ныне Гоголевском) бульваре памятник Гоголю в граните и бронзе. Н.А. Андрееву удалось соединить конструктивную ясность форм с изломанными линиями и заостренным силуэтом общей композиции. Это обусловило яркую характерность и необычность монументального образа. Скульптор изобразил Гоголя в последний, трагический период жизни, когда писатель окончательно утратил веру в себя и в свое творчество. Памятник проникнут осознанием внутреннего надлома и драматизма творческих исканий писателя. Подойдя вплотную, можно увидеть его сумрачное, болезненное лицо, на котором едва заметна грустно-извиняющаяся улыбка. Андреевский образ Гоголя был воспринят интеллигенцией как воплощение трагедии творческой личности, он был созвучен душевным настроениям многих мастеров русской культуры на переломе двух веков. Памятник Гоголю - произведение большого таланта, и одно из лучших творений в истории отечественной монументальной скульптуры. Однако появление в Москве нового памятника отнюдь не вызвало всеобщего восторга. В правой, промонархической печати в адрес скульптора раздавались многочисленные упреки в его непатриотичности, в том, что он исказил образ великого писателя, который столь дорог истинно русским людям. Раздражение было чрезвычайно велико: раздавались возгласы, что работу Андреева "нужно взорвать, уничтожить... тогда, по крайней мере, когда-нибудь, кто-нибудь воздвигнет достойное и Гоголя и Москвы". Мнение многих недовольных выразил, как это ни странно, Василий Розанов, парадоксалист, мыслитель на свою особь и противник тривиальных суждений. В статье "Отчего не удался памятник Гоголю" его собеседник заявляет: "Памятник не годится ... он поставлен не великому человеку, а какому-то больному существу, до которого нам нет дела". Розанов развивает эту мысль: "Памятник ставится "всему" в человеке, ставится "целому" человека и творца. Это - непременно. Но тут идея памятника столкнулась с фактом в человеке: "конец" Гоголя есть сожжение 2-го тома "Мертвых душ", безумие и смерть. Андреев волей-неволей взялся за это, и его Гоголь с упреком, недоумением и негодованием смотрит на толпу у своего подножия,- готовый бросить в печь свои творения... - Это - болезнь, этого конца не надо было изображать" (Розанов В.В. Отчего не удался памятник Гоголю // Розанов В.В. Сочинения. - М.: "Советская Россия", 1990. С. 347.). Андреевский "Гоголь", действительно, не вписывается в общепринятые представления о том, каким должен быть памятник великому человеку, памятник действительно, во многом нетрадиционен. И это касалось не только необычных пластических форм, но, главного, общего концептуального замысла. Национальные герои на городских площадях предстоят во всем своем торжествующем величии, вызывая у зрителей гордость и воодушевление, или, во всяком случае, чувство сопричастности, близости к своим кумирам. А на Пречистенском бульваре сидел отчужденный, надломленный и глубоко несчастный человек, замкнутый в себе. В сущности, и царские, и советские власти только терпели памятник Гоголю и то лишь до поры до времени. ............ |